Перейти к основному содержанию

Статья 125 ГК РФ. Порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством

Новая редакция Ст. 125 ГК РФ

1. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

2. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

3. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Комментарий к Ст. 125 ГК РФ

1. Участие органов публичной власти в имущественных отношениях не свойственно их функциям, хотя и неизбежно при выполнении ими возложенных законодательством властных полномочий. Комментируемая статья определяет принципы определения компетенции органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан. К примеру, к органам исполнительной государственной власти относятся федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Специальная норма.

Указ Президента РФ от 09.03.2004 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".

2. Действовать от имени Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований могут:

- во-первых, соответствующие органы на основании правовых актов (положений, уставов и т.д. - общая компетенция);

- во-вторых, властные органы различных уровней, юридические лица и граждане на основании специального поручения (специальное представительство).

Судебная практика.

Арбитражным судам при рассмотрении споров необходимо устанавливать, были ли делегированы Правительством РФ его полномочия по распоряжению федеральным имуществом конкретному федеральному органу исполнительной власти либо органам исполнительной власти субъектов РФ (Постановление Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 N 8).

Другой комментарий к Ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Российская Федерация, субъекты РФ приобретают и осуществляют гражданские права и обязанности через свои органы исполнительной власти, компетенция которых устанавливается законами, положениями о них, конституциями и уставами субъектов РФ. Так, компетенция Федерального агентства по управлению федеральным имуществом определена Положением о нем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. N 691 (РГ. 3 декабря. 2004. N 269).

Указанное агентство от имени РФ осуществляет управление и распоряжение федеральным имуществом (кроме случаев, когда реализация этих полномочий отнесена к компетенции других органов), в частности предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности РФ, в аренду гражданам и юридическим лицам; реализует права акционера (участника) хозяйственных обществ, акции, доли в уставном капитале которых находятся в федеральной собственности, и следит за своевременным перечислением в федеральный бюджет дивидендов; принимает решения о реализации высвобождаемого военного недвижимого имущества (за исключением имущества, не подлежащего приватизации) и проч.

Органы государственной власти субъекта РФ вправе передавать имущество этого публично-правового образования во временное пользование физическим и юридическим лицам, федеральным органам власти и органам местного самоуправления, отчуждать это имущество, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними законами субъекта РФ. Доходы от использования имущества и средства от его приватизации поступают в доход бюджета субъекта РФ (п. п. 3, 4 ст. 26.12 Федерального закона от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005; 2000. N 31. Ст. 3205; 2001. N 7. Ст. 608; 2002. N 19. Ст. 1792; N 30. Ст. 3024; N 50. Ст. 4930; 2003. N 27 (ч. II). Ст. 2709; 2005. N 1. ст. 17; РГ. 31 декабря. 2005. N 297).

2. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, осуществляют от имени муниципального образования органы местного самоуправления - они самостоятельно владеют, пользуются, распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ). Представительный орган муниципального образования (собрание депутатов) утверждает порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, а сделки от имени муниципального образования совершает глава местной администрации и другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

Само муниципальное образование - особый субъект права, а вот его представительный орган, местная администрация являются юридическими лицами (учреждениями) (ст. 41 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).

Органы государственной и муниципальной власти как юридические лица действуют в организационно-правовой форме учреждений. В таком качестве они выступают в гражданском обороте от своего имени, совершая сделки в целях обеспечения своей деятельности (заключая договор поставки - в качестве покупателя, договор подряда - в качестве заказчика) в пределах утвержденной для них сметы. Однако закупки товаров, работ, услуг на сумму свыше 2000 МРОТ производятся исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов, т.е. государственными или муниципальными заказчиками, действующими от имени соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования, как правило, размещающими эти заказы на конкурсной основе (ст. 72 БК).

3. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам, а органы исполнительной власти субъектов РФ в свою очередь могут по соглашению с федеральными органами исполнительной власти передавать им осуществление части своих полномочий (ст. 78 Конституции РФ).

Закон может наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация таких функций контролируется государством (ст. 132 Конституции РФ). Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закрепляет порядок и принципы делегирования полномочий федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов РФ друг другу. Полномочия передаются на основе соглашения, в котором в числе прочего указываются порядок финансирования осуществления полномочий, срок действия соглашения, порядок контроля за соблюдением условий соглашения, ответственность сторон, основания для досрочного расторжения соглашения. Соглашение подписывается руководителем федерального органа исполнительной власти и высшим должностным лицом субъекта РФ (губернатором края, области). Оно вступает в силу после утверждения его Правительством РФ и опубликования в установленном порядке (ст. 26.8 вышеуказанного Закона).

В настоящее время осуществляется активный процесс по разграничению полномочий между органами федеральной власти и субъектов РФ, а также между органами власти субъектов РФ и муниципальными образованиями. В том числе решаются вопросы о механизме передачи полномочий и финансировании их реализации.

Выступление в гражданском обороте одними органами власти по поручению других от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных образований не требует доверенности.

Комментируемая статья предусматривает также возможность совершать юридические действия от имени РФ, субъектов РФ и муниципальных образований организациями - юридическими лицами, а также гражданами в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований. Специальное поручение физическим и юридическим лицам действовать таким образом может быть оформлено в виде доверенности, акта ненормативного характера (например, распоряжения Правительства РФ), нормативного правового акта. На основе нормативных правовых актов от имени РФ совершает сделки по продаже приватизируемого федерального имущества специализированное государственное учреждение - Российский фонд федерального имущества (РФФИ). В Законе о приватизации 2001 г. говорится, что по специальному поручению Правительства РФ функции по продаже приватизируемого федерального имущества могут быть возложены на специализированные учреждения. Эти функции осуществляет одно такое учреждение - РФФИ.

РФФИ действует на основании Устава, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. N 925 "О Российском фонде федерального имущества" (СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. II). Ст. 5529). В соответствии с Уставом фонд, помимо продажи федерального имущества, владеет и осуществляет от имени РФ права акционера до их продажи. Порядок осуществления прав акционера от имени РФ установлен Постановлением Правительства РФ от 23 января 2003 г. N 44 "О порядке управления находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использования специального права Российской Федерации на участие в управлении открытыми акционерными обществами ("золотой акции")" (СЗ РФ. 2003. N 4. Ст. 340). Фонд осуществляет указанные права в отношении акционерных обществ, все находящиеся в федеральной собственности акции которых подлежат продаже в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества на соответствующий год. Права акционера по всем остальным акциям, находящимся в собственности РФ, осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. При осуществлении РФ специального права в управлении открытыми акционерными обществами ("золотая акция") Правительство РФ назначает представителя из числа государственных служащих в совет директоров и представителя в ревизионную комиссию открытого акционерного общества. Представительство в данном случае возникает на основе административного акта - назначения представителя органом власти.