Перейти к основному содержанию

Статья 467 ГК РФ. Ассортимент товаров

Новая редакция Ст. 467 ГК РФ

1. Под ассортиментом как условием договора понимается перечень товаров определенного наименования, различаемых по отдельным признакам, с указанием количества подлежащих передаче товаров каждого признака. В комментируемой статье дан примерный перечень позиций ассортимента, которые определяются в договоре. К их числу отнесены модели, размер, цвет, рисунок и др.

Ассортимент товаров устанавливается в соответствии с заказом (офертой) покупателя и отражает прежде всего его потребности. В зависимости от количества признаков принято различать групповой или развернутый ассортимент.

2. Стороны могут предусмотреть ассортимент на весь срок действия договора либо на один из периодов, установив порядок его согласования на последующие периоды. В договоре также может быть предусмотрен порядок изменения (уточнения) ассортимента, если он согласован на длительный срок.

3. В определении развернутого ассортимента товаров заинтересован покупатель, т.к. это условие договора отражает прежде всего его потребности. Ассортимент не отнесен к числу существенных условий. Поэтому п. 2 комментируемой статьи предусматривает права продавца в случае, когда ассортимент в договоре не определен, хотя из наименования товаров вытекает, что они подлежат передаче в ассортименте. Продавец в таком случае вправе либо самостоятельно определить ассортимент исходя из известных ему потребностей покупателя, либо отказаться от исполнения договора. Из этой нормы следует, что необходимую осмотрительность должен проявлять покупатель и направлять заказ (оферту) с указанием ассортимента.

Другой комментарий к Ст. 467 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Под ассортиментом следует понимать включенный в договор купли-продажи перечень продаваемых товаров, различаемых по маркам, сортам и другим признакам с указанием количества товаров каждого признака. В зависимости от степени детализации различают групповой ассортимент (номенклатуру) и развернутый. Групповой ассортимент - перечень различных видов товаров одного рода (например, мужская обувь). Развернутый ассортимент характеризует состав товаров одного вида, различаемых по отдельным признакам (артикулам, фасонам, моделям и т.д.).

В п. 1 комментируемой статьи установлено императивное правило, согласно которому продавец обязан передать покупателю товары в ассортименте, согласованном сторонами.

2. Условие об ассортименте - чисто договорное условие, и оно должно определяться соглашением сторон. Трудно представить договор, где отсутствует условие об ассортименте покупаемых товаров, однако такие случаи на практике имеют место.

Нередко возникают ситуации, когда из существа обязательства с очевидностью вытекает, что партия заказанных товаров должна быть передана покупателю в определенном ассортименте (например, когда приобретаются для реализации в розничной торговой сети партии одежды или обуви), однако соответствующее условие в договоре отсутствует. В этом случае продавец может передать покупателю товары в ассортименте, исходя из известных ему на момент заключения договора потребностей покупателя, либо вовсе отказаться от исполнения договора.