Перейти к основному содержанию

Статья 767 ГК РФ. Изменение государственного или муниципального контракта

Новая редакция Ст. 767 ГК РФ

1. При уменьшении соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ.

2. Изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.

Комментарий к Статье 767 ГК РФ

Комментарий дорабатывается и временно отсутствует.

Другой комментарий к Ст. 767 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. В п. 1 комментируемой статьи отражена воплощенная в ст. 451 ГК доктрина о неизменности обстоятельств, в силу которой стороны предполагают исполнять договор при определенных обстоятельствах, которые существуют на момент его заключения. Если же по не зависящим от сторон причинам эти обстоятельства изменились, стороны имеют право расторгнуть договор или изменить его содержание. При этом основанием для изменения или расторжения договора является не всякое обстоятельство, а только существенное. Обстоятельства в этом случае изменяются после заключения договора настолько радикально, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы заключен либо был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии со сметой (ст. 709, п. 1 ст. 743 ГК РФ). Уменьшение соответствующими государственными органами средств бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, отнесено в комментируемой статье к специальным основаниям для изменения государственного контракта на выполнение подрядных работ. Названное обстоятельство представляет собой презумпцию, какого рода изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, считается существенным.

Подобное обстоятельство служит основанием изменения условия договора о сроке выполнения работ путем его удлинения либо сокращения. Изменение в силу данного обстоятельства других условий договора возможно лишь, если в подобном изменении возникает необходимость. Так, в связи с уменьшением финансирования и сокращением сроков выполнения работ, как правило, необходимы уменьшение объемов работ либо изменение их характера или замена применяемых материалов либо технологий на более дешевые и проч.

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает обязательность согласования новых сроков, а если необходимо, и других условий выполнения работ. В силу этого, если стороны государственного контракта не достигли соглашения о приведении договора в соответствии с изменившимися обстоятельствами, контракт может быть изменен судом по требованию заинтересованной стороны (п. 2 ст. 451 ГК РФ).

Последствием изменения условия государственного контракта о сроке выполнения работ является право подрядчика требовать от государственного заказчика возмещения причиненных этим убытков, взыскиваемых по общим правилам гражданского права (ст. 15 ГК РФ). Так, у подрядчика возможно возникновение убытков из-за досрочного расторжения ряда договоров: договоров на поставку оборудования, необходимость в монтаже которого отпала, на аренду неиспользуемых складских помещений; убытков в виде расходов, связанных с сокращением штата, и проч.

2. Пункт 2 комментируемой статьи закрепляет порядок изменения государственного контракта по всем иным основаниям, кроме предусмотренного в пункте 1.

В качестве общего правила в нем устанавливается недопустимость как одностороннего изменения условий государственного или муниципального контракта, так и изменения его условий по соглашению сторон. Поскольку в противном случае требование п. 2 ст. 766 ГК об обязательном заключении контракта в соответствии с условиями торгов или запроса котировок цен на работы лишалось бы какого бы то ни было смысла и правового значения (см. также п. 5 ст. 9 Закона о размещении заказов).

Как исключение из названного правила комментируемая норма признает возможность изменения условий контракта в одностороннем порядке или по соглашению сторон в случаях, прямо предусмотренных законом. Соответствующие случаи установлены как общими положениями Кодекса об обязательствах (см. ст. 328, 405 ГК РФ), так и специальными нормами, посвященными государственным или муниципальным контрактам. Так, в конкурсной документации, как уже отмечалось, может быть предусмотрено право заказчика в одностороннем порядке изменить объем предусмотренных контрактом работ в случае выявления при исполнении контракта потребности в дополнительных работах (п. 6 ст. 9 Закона о размещении заказов).