Перейти к основному содержанию

Статья 791 ГК РФ. Подача транспортных средств, погрузка и выгрузка груза

Новая редакция Ст. 791 ГК РФ

1. Перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.

Отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза.

2. Погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

3. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Комментарий к Ст. 791 ГК РФ

Судебная практика.

За задержку принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой в местах необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, владельцы этих путей согласно статье 99 Транспортного устава железных дорог также несут перед перевозчиком ответственность в виде штрафа (Постановление Президиума ВАС РФ от 05.07.2005 N 1680/05).

Другой комментарий к Ст. 791 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Обязательство по подаче транспортных средств и предъявлению груза к перевозке не охватывается конструкцией реального договора перевозки груза. Оно может быть включено только в консенсуальный договор перевозки. ГК предусматривает только одну разновидность таких договоров перевозки груза - фрахтование.

Если отношения между перевозчиком и грузоотправителем носят несистематический, разовый характер, обязательство перевозчика предоставить транспортное средство, а грузоотправителя - предъявить груз к перевозке возникает на основании заявки отправителя груза, принимаемой (акцептуемой) перевозчиком. Заявка может рассматриваться как оферта, т.е. предложение грузоотправителя перевозчику заключить договор. Она должна содержать все сведения, позволяющие определить объем перевозок, категорию перевозимых грузов, дату погрузки. Правила оформления и подачи заявок на отдельных видах транспорта регулируются транспортными уставами и кодексами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными актами органов исполнительной власти. Например, перевозки грузов по железным дорогам осуществляются по заявкам грузоотправителей, подаваемым в управления железных дорог по месту отправления грузов (ст. 11 УЖТ). Правила приема заявок на перевозки грузов на железнодорожном транспорте утверждены Приказом МПС России от 16 июня 2003 г. N 21.

При систематических перевозках основанием возникновения обязанности предъявить груз к перевозке и подать транспортное средство под погрузку может быть договор об организации перевозок (см. комментарий к ст. 798 ГК РФ).

2. Перевозчик обязан подать под погрузку в срок, установленный принятой от грузоотправителя заявкой, договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.

Законодательство различает пригодность транспортного средства в техническом и коммерческом отношениях. За техническую пригодность отвечает перевозчик. Он обязан подать под погрузку исправные, внутри и снаружи очищенные от остатков ранее перевозимых грузов, в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, годные для перевозки конкретных грузов транспортные средства (ст. 20 УЖТ, ст. 124 КТМ, ст. 71 КВВТ).

Коммерческая пригодность транспортного средства (состояние грузовых помещений, пригодных для перевозок определенных грузов, отсутствие внутри них постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, влияющих на состояние грузов при их погрузке, выгрузке и в пути следования, особенности внутренних конструкций грузовых помещений для перевозок предъявляемых грузов) определяется грузоотправителем или перевозчиком в зависимости от того, кто осуществляет погрузку (ст. 71 КВВТ, ст. 20 УЖТ). За коммерческую пригодность контейнеров отвечает грузоотправитель.

Грузоотправители вправе отказаться от транспортных средств, не пригодных для перевозки конкретного груза, и перевозчик обязан подать взамен указанных вагонов, контейнеров исправные, пригодные для перевозки такого груза вагоны, контейнеры. Транспортные средства, признанные непригодными, из числа поданных исключаются, и плата за пользование ими не взимается.

Отказ от непригодного транспортного средства - право, а не обязанность грузоотправителя. В практике арбитражных судов были прецеденты, когда перевозчик освобождался от ответственности за несохранность груза ввиду отсутствия его вины, если из обстоятельств дела следовало, что грузоотправитель, на которого возлагалась обязанность проверить пригодность транспортного средства, не отказался от непригодного транспортного средства (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 февраля 2004 г. по делу N А56-17438/03). В Постановлении Пленума ВАС РФ от 6 октября 2005 г. N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Вестник ВАС РФ. 2006. N 1) последствия отправки груза в неисправных транспортных средствах различаются в зависимости от распределения прав и обязанностей по проверке состояния транспортного средства перед погрузкой.

Если техническую пригодность транспортного средства определяет перевозчик, он не освобождается от ответственности даже в случае, если грузоотправитель, осуществляющий погрузку, не воспользовался правом потребовать замены транспортного средства (п. 13 Постановления).

Если повреждение или утрата груза произошли из-за неисправностей арматуры, котлов и неисправностей приборов сливных цистерн, проверка состояния которых возлагается на грузоотправителя, обязанность возмещения причиненного ущерба не может быть возложена на перевозчика. Если при перевозке произошла утрата, недостача, повреждение (порча) груза вследствие того, что он был погружен грузоотправителем в непригодный в коммерческом отношении вагон, контейнер, от погрузки в который грузоотправитель не отказался, то перевозчик подлежит освобождению от ответственности за несохранность такого груза. В этом случае ответственность перед грузополучателем за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза может быть возложена на грузоотправителя.

3. Правила погрузки и выгрузки грузов определяются транспортными уставами и кодексами. Места погрузки устанавливаются перевозчиком. Конкретное место погрузки указывается грузоотправителем в заявке. В договоре фрахтования место погрузки определяется соглашением сторон.

Перевозчик обязан уведомить грузоотправителя о готовности транспортного средства к погрузке (ст. 20 УЖТ, ст. 73 КВВТ, ст. 129 КТМ).

Погрузка грузов, а также выгрузка обеспечиваются грузоотправителями или грузополучателями. По договору с грузоотправителем погрузку может осуществлять перевозчик.

Грузоотправитель до предъявления груза к перевозке должен подготовить его таким образом, чтобы обеспечить безопасность перевозки, сохранность груза, транспортного средства и контейнеров. Транспортная тара и упаковка, качество грузов должны соответствовать установленным государственными стандартами или техническими условиями требованиям (ст. 139 КТМ, ст. 18 УЖТ, ст. 69 КВВТ).

Одновременно с предъявлением груза к перевозке грузоотправитель передает перевозчику транспортную накладную, а также документы, предусмотренные санитарными, таможенными, карантинными и иными правилами в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации и законодательства РФ.

Погрузка грузов, их размещение и крепление осуществляются в соответствии с техническими нормами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. При этом не должна превышаться грузоподъемность транспортного средства. Необходимые для погрузки, крепления и перевозки грузов оборудование, материалы, средства пакетирования и иные приспособления предоставляются грузоотправителями. Установка таких приспособлений при погрузке и снятие их при выгрузке осуществляются грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), перевозчиком или иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в зависимости от того, кем обеспечиваются погрузка и выгрузка.

4. Погрузка (разгрузка) транспортного средства должна осуществляться в определенные сроки. За их нарушение взыскивается штраф или применяются иные меры, предусмотренные транспортным законодательством. Например, КТМ выделяет срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит его под погрузкой без дополнительных к фрахту платежей, - сталийное время, и дополнительный срок ожидания, когда перевозчик дает возможность погрузки (контрсталийное время), однако при этом взыскивает плату за простой судна - демередж (ст. 131, 132 КТМ). Сталийное и контрсталийное время определяется соглашением сторон либо рассчитывается исходя из обычаев данного морского порта. По истечении контрсталийного времени судно отправляется в плавание, если даже весь условленный груз не погружен на судно по причинам, не зависящим от перевозчика. При этом перевозчик сохраняет право на получение полного фрахта. За задержку судна свыше контрсталийного времени фрахтователь обязан возместить перевозчику причиненные убытки, если задержка судна вызвана причинами, не зависящими от перевозчика.

На морском транспорте предусматривается также выплата фрахтователю вознаграждения за окончание погрузки груза до истечения сталийного времени (диспач). Размер диспача определяется соглашением сторон, а при отсутствии соглашения составляет одну вторую платы за простой (ст. 133 КТМ).