Перейти к основному содержанию

Статья 793 ГК РФ. Ответственность за нарушение обязательств по перевозке

Новая редакция Ст. 793 ГК РФ

1. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

2. Соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.

Комментарий к Ст. 793 ГК РФ

Судебная практика.

Исковые требования о взыскании суммы, выплаченной в виде страхового возмещения вследствие наступления страхового случая, удовлетворены правомерно, так как повреждение имущества произошло при перевозке, поэтому лицо, ответственное за его повреждение, должно отвечать за расходы по ремонту перед возместившей их страховой компанией (Постановление Президиума ВАС РФ от 13.03.2002 N 4299/01).

Другой комментарий к Ст. 793 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств перевозчиком обычно выражается в несоблюдении сроков доставки грузов, пассажиров, багажа, а также в утрате или повреждении вверенного груза либо причинении вреда жизни, здоровью или имуществу пассажира. Могут быть допущены и иные нарушения.

Ответственность перевозчика определяется положениями ст. 794 - 796 ГК, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Меры ответственности, применяемые при перевозках в международном сообщении, могут устанавливаться в соответствии с международными договорами, в которых участвует РФ. Особые правила об ответственности за нарушение договора международной морской перевозки, содержащиеся в международных соглашениях, включены в КТМ (см., например, ст. 167, 170 и др.).

2. В целях защиты интересов грузоотправителей, фрахтователей, пассажиров законодательство запрещает включать в договоры перевозки условия об ограничении размера ответственности перевозчика. Возможность ограничения ответственности допускается только в случаях, прямо предусмотренных транспортными уставами и кодексами, и только для договоров перевозки груза, но не пассажиров. Например, возможность заключения соглашения об ограничении ответственности перевозчика установлена ст. 175 КТМ.

3. Условия об ограничении ответственности перевозчика, установленные по соглашению сторон, но не предусмотренные транспортными уставами и кодексами, являются ничтожными, так как нарушают императивные нормы законодательства (ст. 168 ГК РФ).

4. В международных договорах могут предусматриваться иные порядок и размер возмещения по сравнению с установленными внутренним законодательством. Поскольку международный договор согласно ст. 7 ГК имеет приоритет перед внутренними нормативными актами, в соответствующих случаях будут применяться положения международного договора. Так, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 30 сентября 2003 г. N 7127/03 по делу о взыскании ущерба по договору международной автомобильной перевозки указал на неправильное применение судами норм права, поскольку ответственность сторон должна была определяться не по нормам ГК, а по Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (Вестник ВАС РФ. 2004. N 2. С. 54).