Перейти к основному содержанию

Статья 1255 ГК РФ. Авторские права

Новая редакция Ст. 1255 ГК РФ

1. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.

2. Автору произведения принадлежат следующие права:

1) исключительное право на произведение;

2) право авторства;

3) право автора на имя;

4) право на неприкосновенность произведения;

5) право на обнародование произведения.

3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, автору произведения наряду с правами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за служебное произведение, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Комментарий к Ст. 1255 ГК РФ

1. Комментируемая статья определяет содержание авторских прав, интеллектуального права автора подобно тому, как п. 1 ст. 209 ГК РФ определяет содержание права собственности. С определенной степенью условности можно сказать, что ст. 1255 ГК РФ - аналог ст. 209 ГК РФ - выполняет ту же самую функцию, только в отношении иных объектов гражданских прав.

Норма ст. 1255 ГК РФ имеет более чем принципиальное значение, поскольку определяет, какие именно права принадлежат автору произведения науки, литературы и искусства. Иных прав, чем указанных и определенных в указанной норме, нет. Это особенно важно понимать при осуществлении защиты авторских прав, поскольку обращение в суд возможно только за защитой нарушенных и оспариваемых прав, именно одно из указанных авторских прав может быть защищено способами, предусмотренными законом.

Наука.

Конкуренция между авторскими и иными правами.

Возможны ситуации, когда авторские права могут быть ограничены в угоду иным неимущественным правам иного лица. Так, художнику принадлежит авторское право на портрет, бюст, изготовленный по заказу изображенного лица, однако повторять и распространять портреты и бюсты художник вправе лишь с согласия лица, с которого написан портрет или сделан бюст, поскольку право на изображение гарантировано законом (ст. 152.1 ГК РФ).

При определенных обстоятельствах письмо (корреспонденция) может являться объектом авторских прав, однако, поскольку законодательством гарантируется тайна связи (часть 2 статьи 23 Конституции РФ), реализация имущественных прав в отношении письма, подпадающего под признаки объекта авторских прав, автором-отправителем возможна только с согласия адресата.

2. Традиционно проводится классификация прав, принадлежащих автору на имущественные и неимущественные права. К числу личных неимущественных прав относятся право авторства, право на имя, право на обнародование произведения. К числу имущественных прав автора относят исключительные права на произведение. В русской цивилистике использовались весьма удачные термины для отражения такой классификации: моральные и материальные права, что точно отражало их сущность. Права моральные отражают духовную сферу автора, обеспечивают его интеллектуальную связь с творением, гарантируют личный мир автора от неправомерного вторжения в него подобно тому, как положениями гл. 8 ГК РФ гарантируется защита нематериальных благ лица. В свою очередь, права материальные обеспечивали имущественную составляющую жизни автора.

Поскольку ГК РФ посвятил каждому из указанных прав отдельную норму, содержание и характеристика последних будет дана при анализе соответствующих статей Кодекса.

3. Закрытость перечня авторских прав вполне объяснима, содержание авторского права не может определяться произвольно автором. Само по себе авторское право представляет собой компромисс между интересами автора и интересами общества. С одной стороны, интересы автора требуют защиты с тем, чтобы последний мог творить, приумножать общественное достояние и при этом не прозябать в нищете. С другой стороны, общество имеет право на ознакомление с результатами интеллектуальной деятельности его членов не только по причинам нравственного порядка, но и с целью продвижения научно-технического прогресса, развития экономики. Соответственно, отсутствие какой бы то ни было защиты уничтожило бы все стимулы творить, а с другой стороны, неограниченные права автора позволили бы скрывать соответствующие произведения, что, в свою очередь, неизбежно вызовет отрицательные последствия для развития всего общества.

Наука.

Во всяком случае, если бы необходимо было дать определение авторскому праву, то в состав этого определения должно было бы войти:

1) господство лица над выраженными во внешней форме продуктами его индивидуального духовного творчества, обнимаемыми понятием произведения искусства в широком смысле слова (литературы, художества, музыки) и

2) известная степень господства общества над произведением искусства своего сочлена.

С.А.Беляцкин

Другой комментарий к Ст. 1255 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Глава 70 ГК содержит нормы, относящиеся к правам на произведения науки, литературы и искусства. Традиционно совокупность таких норм называется авторским правом (copyright, droit d'auteur).

Но, несмотря на такое название, данный институт не регулирует отношения, связанные с авторством на другие результаты творческой деятельности, которые рассматриваются в рамках патентного права, права на исполнение, права на селекционные достижения, права на топологию интегральной микросхемы.

С другой стороны, авторское право регулирует все гражданские отношения, связанные с использованием произведения, даже если его автор не является непосредственным участником такого отношения (например, в случае использования произведения по разрешению вторичного правообладателя).

Таким образом, название "авторское право" в определенной мере условно и отвечает традиции понимания под авторским правом (в объективном смысле) совокупности норм, регулирующих гражданско-правовые отношения, связанные с созданием и использованием произведений и распоряжением исключительным правом на него.

Отмеченная условность относится и к авторскому праву (в субъективном смысле) как интеллектуальному праву на произведение науки, литературы и искусства. Это следует из п. 1 комментируемой статьи <1>.
--------------------------------
<1> В этой связи заметим, что нет никакого противоречия между названием гл. 70 и названием первой ее статьи - 1255, поскольку в названии главы авторское право понимается в объективном смысле, а в названии статьи - в субъективном. Поэтому в ст. 1255, определяющей круг прав по поводу произведения, оно используется во множественном числе - "авторские права".

Таким образом, необходимо различать права автора, под которыми понимаются интеллектуальные права, принадлежащие автору любого результата творческой деятельности, и авторские права, под которыми понимаются интеллектуальные права на произведение науки, литературы и искусства, причем независимо от того, кому эти права принадлежат - автору произведения или иному лицу - правообладателю, получившему исключительное право на произведение в установленном порядке.

2. Основываясь на указанном в ст. 1226 ГК делении интеллектуальных прав, в комментируемой статье устанавливаются виды авторских прав, возникающих в отношении произведений.

Критерием разделения авторских прав прежде всего служит наличие данных прав в отношении любого произведения или в отношении определенных видов произведений (служебных, изобразительных, архитектурных и т.д.). Исходя из этого, первые указаны в п. 2 рассматриваемой статьи, а вторые - в п. 3.

Поскольку Кодекс исходит из того, что первоначально все права на произведение возникают у автора, в п. п. 2 и 3 ст. 1255 указывается, что соответствующие авторские права принадлежат именно автору. Это, конечно же, не означает непередаваемости (неотчуждаемости) всех этих прав. Учитывая, что ст. 1255 - первая в главе 70, основное ее назначение состоит в том, чтобы ознакомить с теми интеллектуальными правами, которые возникают на произведение, расставив между ними соответствующие акценты. Наличие такой статьи является традиционным для кодифицированного акта.

Но помимо доктринального значения ст. 1255 имеет и практический смысл.

Во-первых, как уже отмечалось, в данной статье устанавливается, что под авторскими правами понимаются все интеллектуальные права на произведение (как передаваемые, так и непередаваемые).

Во-вторых, в п. 2 комментируемой статьи устанавливается исчерпывающий перечень интеллектуальных прав, возникающих в отношении любого произведения, охраняемого на территории Российской Федерации. Этот перечень можно условно разделить на две группы: исключительное право как имущественное право использования произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом и личные неимущественные права автора (подп. 2 - 5 п. 2 ст. 1255).

В-третьих, указанный в п. 2 перечень прав является исчерпывающим в том смысле, что законом не предусматривается никаких иных интеллектуальных прав в отношении любого произведения.

3. В отличие от п. 2 в п. 3 указывается на возможность наличия иных (специальных) прав в отношении отдельных категорий произведений. Эти права по своей природе неоднородны. Некоторые из них представляют собой личные имущественные права создателя произведения. К числу таких прав относится право следования. Это право обеспечивает защиту законных интересов автора произведения изобразительного искусства при перепродажах его произведений в связи с признанием его таланта.

Другие права связаны с реализацией права на использование произведения. Так, в целях осуществления права на воспроизведение своего произведения изобразительного искусства его автор обладает правом доступа к оригиналу произведения (п. 1 ст. 1292 ГК РФ). То есть право доступа связано с независимостью исключительного права на произведение от права собственности на его оригинал и обеспечением такой независимости, в частности, путем предоставления реальной возможности воспроизвести оригинал произведения.

Принадлежащие автору произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства право на авторский контроль за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализации соответствующего проекта (п. 2 ст. 1294 ГК РФ) связаны не только с использованием произведения, но и с личными неимущественными правами автора (в частности, правом на неприкосновенность произведения).

Принадлежащее работнику право на вознаграждение за создание служебного произведения обусловлено тем, что закон устанавливает безотлагательный переход исключительного права на служебное произведение к работодателю с момента создания такого произведения (п. 2 ст. 1295 ГК РФ) <1>.
--------------------------------
<1> Данная норма носит диспозитивный характер. Договором может быть предусмотрено, что исключительное право принадлежит работнику. Однако и в этом случае работодатель получает право "использовать такое произведение способами, обусловленными целями служебного задания, и в вытекающих из задания пределах" (п. 3 ст. 1295 ГК РФ).

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что иные авторские права, возникающие в отношении отдельных категорий произведений:

1) направлены на реализацию основных авторских прав и защиту законных интересов авторов, обусловленных этими правами. В этом смысле они носят дополнительный характер по отношению к основным авторским правам, указанным в п. 2 комментируемой статьи;

2) предопределяются теми или иными особенностями использования произведений и распоряжения ими, а равно распоряжения исключительным правом;

3) принадлежат только автору и непередаваемы вне зависимости от того, являются они имущественными или нет.