Перейти к основному содержанию

Статья 1265 ГК РФ. Право авторства и право автора на имя

Новая редакция Ст. 1265 ГК РФ

1. Право авторства - право признаваться автором произведения и право автора на имя - право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен.

2. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель (пункт 1 статьи 1287), имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

Комментарий к Ст. 1265 ГК РФ

1. Право авторства и право на имя являются личными неимущественными правами автора и подпадают под понятие нематериальных благ, соответственно, к последним в полном объеме применяются положения гл. 8 ГК РФ.

Неотчуждаемость и непередаваемость права авторства и права автора на имя полностью исключает возможность написания одним лицом произведения для другого, с тем чтобы "заказчик" затем правомерно позиционировал себя как автора. Даже при наличии соглашения о таком использовании произведения ничто не препятствует автору в любой момент заявить о своем авторстве и потребовать защиты нарушенных прав.

При применении положений ст. 1265 ГК РФ следует учитывать, что понятие имени в отношении граждан РФ определяется в соответствии со ст. 19 ГК РФ (включает в себя собственно имя, а также фамилию и отчество (по общему правилу)), а в отношении иностранных граждан составные элементы имени определяются законодательством их страны. Соответственно, право на имя касается всех составляющих имени.

Автор не ограничен в осуществлении своего права на имя, в том числе и избрании псевдонима, который может представлять из себя как собственно традиционное имя, так и любой набор букв, цифр. Причины реализации автором права на имя могут быть самыми различными, от сугубо коммерческих, например избрать себе звучный псевдоним, до желания быть для публики кем-то другим и др.

Существует и весьма оригинальное, если не сказать неадекватное, понимание права на имя. Так, Георгий Чхартишвили опубликовал "Кладбищенские истории" под своим именем и псевдонимом Борис Акунин одновременно, мотивировав это тем, что над книгой работало "два человека".

2. Неизвестность имени автора имеет своим последствием невозможность для него самостоятельно отстаивать свои интересы, поскольку в этом случае имя будет раскрыто. Для обеспечения права автора на имя в части его реализации при опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом законодателем установлена конструкция законного представительства (п. 1 ст. 182 ГК РФ). Издатель в случае, предусмотренном п. 2 ст. 1265 ГК РФ, не обязан предоставлять доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия действовать в интересах автора. В обоснование полномочий издателя достаточно предоставления объективированной формы произведения и копии соответствующего договора, если в тексте последнего, конечно, не содержится имени автора.

3. Следует предположить, что нарушение права автора на имя образует и раскрытие издателем имени автора как при издании произведения, так и иным способом, в то время как в соответствии с заключенным договором предполагалось использование произведения под псевдонимом или анонимно, что, однако, не образует состава нарушения права на авторство.

Другой комментарий к Ст. 1265 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Статьи 1265 - 1269 ГК посвящены регулированию личных неимущественных прав авторов. В комментируемой статье определяются такие личные неимущественные права автора, как право авторства и право на имя. То, что эти права приведены в одной статье, указывает на их тесную связь. Эта связь настолько тесная, что некоторые исследователи рассматривали их как составляющие единое личное неимущественное право автора <1>.
--------------------------------
<1> См., например: Гордон М.В. Указ. соч. С. 120; Серебровский В.И. Указ. соч. С. 111.

Однако, несмотря на тесную связь, каждое из этих прав обладает собственным содержанием, раскрываемым в комментируемой статье. Право авторства - это право признаваться автором произведения.

Представляется, что содержание данного права имеет несколько аспектов. Прежде всего, это право на признание, что созданный объект есть результат творческой (а, например, не технической) деятельности данного лица. Именно поэтому он признается автором, а не редактором, корректором и т.д. Во-вторых, что этот творческий труд был приложен именно данным лицом (а не каким-нибудь другим). Поэтому мы говорим об авторстве данного лица.

Безусловно, указание на авторство происходит через указание имени автора (или его псевдонима). Отсюда тесная связь права авторства и права автора на имя. Но в отличие от права авторства, которое предполагает персонификацию творческого труда, право на имя предоставляет автору возможность определить способ своего указания или не определять вовсе. Для этого автор может использовать или разрешать использовать свое собственное имя или вымышленное имя (псевдоним) или не указывать имени вовсе, осуществляя обнародование произведения анонимно.

Различия между правом авторства и правом автора на имя проявляются также с точки зрения защиты этих прав. Как справедливо отмечала Е.А. Флейшиц, возможны случаи нарушения права на имя без нарушения права авторства: "автор обусловил издательским договором выпуск произведения в свет под псевдонимом, а издательство выпустило произведение под официальной фамилией автора" <1>.
--------------------------------
<1> Флейшиц Е.А. Личные права в гражданском праве Союза ССР и капиталистических стран. М.: Юриздат НКЮ СССР, 1941. С. 194.

2. Использование произведения под именем автора означает использование его под фамилией, именем и отчеством или под фамилией и инициалами автора. Это следует из общегражданского понимания права на имя и характера указания имени автора при обнародовании произведений.

Если произведение используется с указанием только инициалов автора, это нельзя признать использованием произведения под именем автора. В литературе такая ситуация трактовалась как использование произведения под псевдонимом, учитывая, что использование инициалов имеет целью скрыть подлинное имя автора <1>. Хотя такая трактовка не в полной мере согласуется с буквальным толкованием понятия псевдонима, раскрываемого в п. 1 ст. 1265 как вымышленное имя автора (поскольку инициалы могут действительно отражать первые буквы имени, фамилии и отчества), все же следует признать, что цель использования инициалов совпадает с целью использования вымышленного имени. Затруднительно в данном случае говорить и об анонимности. Отличие псевдонима от анонима заключается в том, что автор все же хочет индивидуализировать себя, но не под собственным именем, а под другим, специально придуманным. Такую же цель автор преследует, указывая инициалы <2>. В отличие от этого в случае, когда автор не указывает никакого имени, он преследует цель противоположную - не индивидуализировать себя ни под каким именем.
--------------------------------
<1> Серебровский В.И. Указ. соч. С. 112.

<2> Следует, однако, заметить, что иногда использование вымышленного имени или даже инициалов не оставляет сомнения относительно авторства произведения. Так, использование инициалов "К.Р." и псевдонимов "Горький", "Бедный", "Белый", "Черный" не вызывало и не вызывает затруднений в установлении авторов произведений.

3. Наиболее сложным случаем является такое столкновение прав авторов на имя, когда псевдоним одного лица совпадает с гражданским именем другого и они выступают в одной и той же сфере. Как отмечалось в литературе, "не может быть сомнений в том, что носитель официального имени имеет право потребовать включения в псевдоним указаний, которые устраняли бы возможность смешения носителя псевдонима с носителем совпадающего с этим псевдонимом официального имени" <1>.
--------------------------------
<1> Флейшиц Е.А. Указ. соч. С. 142.

В случае столкновения двух одинаковых псевдонимов вопрос должен решаться с учетом того, кто раньше стал его использовать.

Право автора на имя предполагает: если произведение использовалось под псевдонимом или анонимно, автор может в любой момент раскрыть свою личность публике. Но до тех пор, пока автор не раскрыл своего подлинного имени, его право использовать произведение под псевдонимом или анонимно должно охраняться.

Именно с этой целью в п. 2 комментируемой статьи устанавливается, что издатель в подобных случаях считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве. В данном случае речь идет о представительстве в силу закона. Такое представительство отсутствует в случае, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности. Но это не исключает представительство по договору.

Такое представительство, а равно меры по охране анонимности осуществляются на основании договора с издателем. Как указано в п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 19.06.2006 N 15, в договоре между автором и издателем указываются подлинное имя автора и условия соблюдения анонимности. "Указанный договор не является предметом разрешения спора об использовании произведения, опубликованного анонимно или под псевдонимом, и не подлежит исследованию в процессе судебного разбирательства".

Право авторства и право автора на имя как личные неимущественные права непередаваемы и неотчуждаемы. Автор произведения не может продать или подарить свое авторство или право на свой псевдоним. Конечно, в жизни такие сделки случаются. Но с точки зрения Гражданского кодекса они ничтожны, равно как и ничтожен любой другой отказ от этих прав.