Перейти к основному содержанию

Статья 1405 ГК РФ. Исключительное право на секретное изобретение

Новая редакция Ст. 1405 ГК РФ

1. Использование секретного изобретения и распоряжение исключительным правом на секретное изобретение осуществляются с соблюдением законодательства о государственной тайне.

2. Переход исключительного права по договору об отчуждении патента, предоставление права использования секретного изобретения по лицензионному договору подлежат государственной регистрации в органе, выдавшем патент на секретное изобретение, или его правопреемнике, а при отсутствии правопреемника - в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

3. В отношении секретного изобретения не допускаются публичное предложение заключить договор об отчуждении патента и заявление об открытой лицензии, предусмотренные соответственно пунктом 1 статьи 1366 и пунктом 1 статьи 1368 настоящего Кодекса.

4. Принудительная лицензия в отношении секретного изобретения, предусмотренная статьей 1362 настоящего Кодекса, не предоставляется.

5. Не являются нарушением исключительного права обладателя патента на секретное изобретение действия, предусмотренные статьей 1359 настоящего Кодекса, а также использование секретного изобретения лицом, которое не знало и не могло на законных основаниях знать о наличии патента на данное изобретение. После рассекречивания изобретения или уведомления указанного лица патентообладателем о наличии патента на данное изобретение это лицо должно прекратить использование изобретения или заключить с патентообладателем лицензионный договор, кроме случая, когда имело место право преждепользования.

6. Обращение взыскания на исключительное право на секретное изобретение не допускается.

Комментарий к Ст. 1405 ГК РФ

1. Существование особого правового режима охраны и использования секретных изобретений есть результат определенного законодателем баланса публичных и частных интересов в деле регулирования отношений, возникающих в связи с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности в научно-технической области, содержащих в себе секретные сведения.

К особенностям правовой охраны и использования секретных изобретений относится целый ряд моментов.

Во-первых, в отношениях по поводу патентной охраны секретных изобретений кроме федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности принимают участие уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти, упоминание о которых содержится также в п. 2 ст. 1248 ГК.

Во-вторых, охраняются только секретные изобретения. Полезным моделям и промышленным образцам, содержащим сведения, составляющие гостайну, патентная охрана не предоставляется (п. 3 ст. 1349 ГК РФ).

В-третьих, особенностью является тот объем сведений, который исследуется на предмет установления новизны изобретения. Если по общему правилу (п. 2 ст. 1350 ГК РФ) новизна определяется исходя из общедоступных, т.е. не секретных сведений об уровне техники, то для изобретений, содержащих в себе секретные сведения, при определении новизны учитываются уже запатентованные в РФ секретные изобретения с той же и меньшей степенью секретности.

Следует отметить, что законодателем сужен круг лиц, которые могут быть патентообладателями в отношении секретного изобретения. Так, засекречивание заявки иностранных граждан и организаций не допускается, из чего следует сделать вывод, что при соответствии такой заявки всем прочим требованиям заявителю должен быть выдан обыкновенный патент.

Прямым следствием секретности сведений, содержащихся в соответствующем патенте, является то, что сведения о заявках и патентах на секретные изобретения и связанная с ними информация не публикуются.

2. В отличие от общих правил об исключительных правах на изобретение в отношении указанных прав на секретные изобретения также имеются особенности. Так, не действуют в отношении секретных произведений правила о публичном предложении заключить договор об отчуждении патента, нельзя сделать заявление об открытой лицензии, невозможно получить принудительную лицензию на секретное изобретение, как нельзя обратить взыскание на исключительное право на секретное произведение.

В то же время законодательство допускает заключение договоров об отчуждении патента на секретное изобретение, а также лицензионных договоров, но делать это можно только с соблюдением законодательства о государственной тайне. По всей видимости, это означает, что договоры могут заключаться только с лицами, имеющими допуск соответствующего уровня к государственной тайне.

Другой комментарий к Ст. 1405 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи информация об изобретении, признанном в установленном порядке секретным, переходит в распоряжение органа государственной власти, руководитель которого принял решение о ее засекречивании (ст. ст. 9 и 10 Закона о государственной тайне). Кроме того, ст. 24 указанного Закона предусматривает возможность временного ограничения прав лиц, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне, на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование изобретений, содержащих такие сведения. Наличие этих обстоятельств должно учитываться патентообладателем при использовании запатентованного изобретения. Учитывая, что законодательство о государственной тайне устанавливает ограничения на передачу сведений, составляющих государственную тайну, между предприятиями, организациями и гражданами, патентообладатель ограничен в возможности поиска потенциальных лицензиатов, а также в выдаче лицензий и отчуждении патента.

2. Пункт 2 статьи предусматривает регистрацию договора об отчуждении патента, а также лицензионного договора на использование секретного изобретения в органе, выдавшем патент на секретное изобретение, или его правопреемнике, а при отсутствии правопреемника - в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

3. Пункт 3 статьи основывается на том, что подача заявления об открытой лицензии и об отчуждении патента вступала бы в противоречие с законодательством о государственной тайне, поскольку данные заявления предполагают передачу сведений об изобретении любому лицу. Кроме того, такие заявления не могли бы быть опубликованы, поскольку публикация сведений о заявке и патенте на секретное изобретение запрещена.

4. Пункт 4 статьи устанавливает изъятие из института принудительной лицензии в отношении запатентованного секретного изобретения. Это продиктовано тем, что в данном случае соображения сохранности государственной тайны превалируют над доводами о необходимости наполнения рынка соответствующим товаром. Вместе с тем предусмотренное ст. 1360 ГК право Правительства Российской Федерации разрешить использование изобретения в интересах национальной безопасности без согласия патентообладателя (с его уведомлением об этом в кратчайший срок и выплатой ему соразмерной компенсации) действует и в отношении запатентованных секретных изобретений.

5. Согласно п. 5 статьи лица, которые не имеют доступа к информации о патентах на секретные изобретения, являются (в случае если они тем не менее совершают действия, которые нарушают исключительное право обладателя патента на секретное изобретение) "невиновными нарушителями". Учитывая установленные законодательством ограничения на передачу сведений о секретных изобретениях, до рассекречивания запатентованного изобретения нарушителями могут быть только те лица, которые на законных основаниях имели доступ к сведениям о выданном патенте и использовали запатентованное изобретение без согласия патентообладателя в нарушение норм комментируемого Кодекса. После рассекречивания изобретения или ознакомления с ним в установленном Законом о государственной тайне порядке "невиновный нарушитель" несет ответственность только за последующие действия, но не за те, которые он совершал до рассекречивания.

6. Пункт 6 статьи содержит еще одно ограничение, связанное с секретными изобретениями: он запрещает обращать взыскание на исключительное право на секретное изобретение.