Перейти к основному содержанию

Статья 1429 ГК РФ. Открытая лицензия на селекционное достижение

Новая редакция Ст. 1429 ГК РФ

1. Патентообладатель может подать в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям заявление о возможности предоставления любому лицу права использования селекционного достижения (открытая лицензия).

В этом случае размер пошлины за поддержание патента в силе уменьшается на пятьдесят процентов начиная с года, следующего за годом публикации федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям в официальном бюллетене сведений об открытой лицензии.

Условия, на которых право использования селекционного достижения может быть предоставлено любому лицу, сообщаются в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям, который в официальном бюллетене публикует за счет патентообладателя соответствующие сведения об открытой лицензии. Патентообладатель обязан заключить с лицом, изъявившим желание использовать указанное селекционное достижение, лицензионный договор на условиях простой (неисключительной) лицензии.

2. По истечении двух лет со дня публикации федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям в официальном бюллетене сведений об открытой лицензии патентообладатель вправе подать в указанный федеральный орган ходатайство об отзыве своего заявления об открытой лицензии.

Если до отзыва открытой лицензии никто не изъявил желание использовать селекционное достижение, патентообладатель обязан доплатить пошлину за поддержание патента в силе за период, прошедший со дня публикации сведений об открытой лицензии, и в дальнейшем уплачивать ее в полном размере.

Если до отзыва открытой лицензии были заключены соответствующие лицензионные договоры на условиях открытой лицензии, лицензиаты сохраняют свои права на весь срок действия этих договоров. В этом случае патентообладатель обязан уплачивать пошлину за поддержание патента в силе в полном размере со дня отзыва открытой лицензии.

Федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям публикует в официальном бюллетене сведения об отзыве заявления об открытой лицензии.

Комментарий к Статье 1429 ГК РФ

Комментарий дорабатывается и временно отсутствует.

Другой комментарий к Ст. 1429 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Институт открытой лицензии призван решить применительно к предоставлению права использования селекционного достижения те же задачи, которые применительно к полной передаче исключительного права на селекционное достижение решает институт публичного предложения о заключении договора об отчуждении патента (ст. 1427 ГК РФ).

С одной стороны, снижение пошлин за поддержание патента должно стимулировать патентообладателя к выдаче неограниченного числа простых лицензий, так что широкое использование селекционного достижения с экономически привлекательными биологическими характеристиками, с другой стороны, будет способствовать решению публично значимой задачи обеспечения эффективного функционирования сельскохозяйственного сектора экономики. Однако при сходстве задач и совпадении экономического механизма между указанными институтами имеются и существенные различия.

Помимо различий в объеме прав, которыми можно таким образом распорядиться (полное отчуждение и лицензия), следует отметить, что в отношении открытой лицензии отсутствуют какие-либо ограничения субъектного состава соответствующих отношений. В качестве лицензиара может выступать любой патентообладатель, а не только автор селекционного достижения, а в качестве лицензиатов - любые участники экономического оборота, а не только российские граждане и юридические лица, как это предусмотрено для случая публичного предложения о заключении договора об отчуждении патента. Наконец, открытая лицензия полностью не освобождает лицензиара от уплаты пошлины за поддержание патента, а лишь позволяет ее уплачивать в половинном размере.

2. Предусмотренный комментируемой статьей правовой режим открытой лицензии претерпел целый ряд изменений по сравнению с ранее действовавшим законодательством (ст. 19 Закона о селекционных достижениях). По своему содержанию условия предоставления открытой лицензии на селекционное достижение совпадают с условиями предоставления открытой лицензии на изобретение, полезную модель и промышленный образец (ст. 1368 ГК РФ). К числу новелл следует отнести определение в п. 2 комментируемой статьи правовых последствий отзыва лицензиаром своего заявления об открытой лицензии после заключения лицензионных договоров на условиях открытой лицензии.

В отличие от ранее действовавшего законодательства, относившего публикацию заявления об открытой лицензии к ведению патентообладателя, в соответствии с п. 1 комментируемой статьи подобная публикация должна производиться федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям, хотя и по инициативе и за счет патентообладателя. Подобное уточнение представляется вполне оправданным, поскольку именно указанный орган осуществляет государственную регистрацию соответствующих селекционных договоров и ведет Государственный реестр охраняемых селекционных достижений. В комментируемой статье опущено содержавшееся ранее в ч. 2 ст. 19 Закона о селекционных достижениях указание на то, что в Государственный реестр вносится запись "о предоставлении открытой лицензии", которое могло рассматриваться как требование регистрации не только соответствующих лицензионных договоров, заключенных на предложенных патентообладателем в заявлении о предоставлении открытой лицензии условиях, но и самого этого заявления. В настоящее время сведения о заключенных лицензиаром лицензионных договорах независимо от оснований их заключения подлежат внесению в Государственный реестр в силу прямого указания п. 2 ст. 1439 ГК.

За подачу заявления об открытой лицензии и публикацию в официальном бюллетене сведений об открытой лицензии установлена патентная пошлина (код 1.6.0) в размере 0,2 минимального размера оплаты труда (Положение о патентных пошлинах на селекционные достижения). Документ об уплате этой пошлины представляется вместе с заявлением об открытой лицензии или в течение одного месяца начиная с даты поступления заявления в Госкомиссию.

3. В пункте 1 комментируемой статьи юридически более точно определены условия, на которых лицензиар готов заключить лицензионные договоры с любым заинтересованным лицом. В части 1 ст. 19 Закона о селекционных достижениях речь шла только об "обусловленных в заявлении платежах", т.е. по существу о вознаграждении за предоставление права использования селекционного достижения, тогда как вопросы о способах использования селекционного достижения и других условиях лицензионного договора оставались открытыми.

Опубликованное в официальном бюллетене заявление лицензиара о предоставлении любому лицу права использования селекционного достижения должно рассматриваться как публичная оферта, т.е. адресованное неопределенному кругу лиц предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение (оферента), заключить лицензионный договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 ГК РФ). Следовательно, упоминаемые в абз. 3 п. 1 комментируемой статьи "условия, на которых право использования селекционного достижения может быть предоставлено любому лицу" представляют не что иное, как существенные условия лицензионного договора, т.е. условия о его предмете и о способах использования селекционного достижения (п. 6 ст. 1235 ГК РФ).

Иное понимание содержания указанных условий несовместимо с механизмом заключения лицензионного договора на основе акцепта публичной оферты ("патентообладатель обязан заключить с лицом, изъявившим желание использовать... селекционное достижение, лицензионный договор..."), т.к. акцепт должен быть полным и безоговорочным, а обсуждение потенциальным лицензиатом условий лицензионного договора с лицензиаром должно рассматриваться как отказ от акцепта и новая оферта (ст. 443 ГК РФ).

Публичный характер предложения о предоставлении любому заинтересованному лицу права использования селекционного достижения на предложенных в заявлении об открытой лицензии условиях обеспечивается, кроме того, нормой абз. 4 п. 2 комментируемой статьи, в соответствии с которой в официальном бюллетене подлежат опубликованию и сведения об отзыве заявления об открытой лицензии.

4. Поскольку "открытость" лицензии означает согласие лицензиара заключить лицензионный договор с любым лицом, изъявившим желание использовать селекционное достижение на предлагаемых условиях, то соответствующий лицензионный договор может заключаться только на условиях простой лицензии, т.е. с сохранением за лицензиаром права предоставления аналогичных прав и "любому" другому лицензиату (п. 1 ст. 1236 ГК РФ).

Включенное в абз. 3 п. 1 комментируемой статьи указание на неисключительный характер лицензии придает нормативную силу одному из важнейших условий предоставления открытой лицензии.

5. Важнейшим и наиболее привлекательным для лицензиара последствием объявления об открытой лицензии является уменьшение размера пошлины за поддержание патента. При этом как размер, так и срок возникновения у лицензиара права на уплату уменьшенной пошлины, предусмотренные абз. 2 п. 1 комментируемой статьи, не изменились по сравнению с ранее действовавшим законодательством (ч. 3 ст. 19 Закона о селекционных достижениях).

6. Освобождение патентообладателя, выступившего с заявлением о предоставлении открытой лицензии, от уплаты половины пошлины за поддержание патента, на первый взгляд не зависит от того, воспользуется ли кто-нибудь соответствующим заявлением и будет ли заключен хоть один лицензионный договор на предложенных лицензиаром условиях.

В отличие от ранее действовавшего законодательства (ч. 4 ст. 19 Закона о селекционных достижениях), допускавшего отзыв заявления об открытой лицензии по инициативе лицензиара, но при обязательном согласии всех лицензиатов, в соответствии с абз. 1 п. 2 комментируемой статьи (вслед за ст. 1368 ГК РФ) возможность отзыва соответствующего заявления целиком зависит от усмотрения самого лицензиара. Более того, возможность отзыва заявления об открытой лицензии по истечении двух лет со дня публикации в "Официальном бюллетене" сведений об этой лицензии сформулирована в комментарии как безусловное право патентообладателя, воспользоваться которым он может исключительно по своему усмотрению, независимо от того, изъявил ли кто-либо желание использовать селекционное достижение на предложенных условиях.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что, если по истечении указанного срока заявление не будет отозвано, оно будет продолжать действовать в течение всего срока действия исключительного права на селекционное достижение, а патентообладатель, в свою очередь, будет в течение всего этого срока пользоваться льготой по оплате пошлины за поддержание патента.

Однако приведенное толкование не соответствует правилам абз. 2 и 3 п. 2 комментируемой статьи, предписывающим доплату лицензиаром пошлины за поддержание патента, размер которой (определяемый продолжительностью срока, за который следует доплата) зависит от того, были ли до отзыва лицензиаром заявления об открытой лицензии заключены лицензионные договоры или никто не изъявил желание использовать селекционное достижение на предложенных в заявлении условиях.

В абзаце 2 п. 2 комментируемой статьи не вполне корректно обозначено начало отсчета срока, за который патентообладатель обязан доплатить патентную пошлину за поддержание патента до полного размера. Поскольку право на льготу по оплате пошлины возникает не со дня "публикации сведений об открытой лицензии", а "начиная с года, следующего за годом публикации" (абз. 2 п. 1 комментируемой статьи), то и необходимость доплаты может увязываться только с этим последним сроком, а не с тем сроком, на который указывается в абз. 2 п. 2 комментируемой статьи, т.к. в это время "льгота" еще не действовала и патентообладатель обязан был уплачивать пошлину за поддержание патента в полном объеме.

За подачу заявления о прекращении действия открытой лицензии и публикацию в официальном бюллетене сведений о прекращении действия открытой лицензии установлена патентная пошлина (код 1.7.0) в размере 0,2 минимального размера оплаты труда (Положение о патентных пошлинах на селекционные достижения). Документ об уплате этой пошлины представляется вместе с заявлением о прекращении действия открытой лицензии или в течение одного месяца начиная с даты поступления заявления в Госкомиссию.

7. Таким образом, норму абз. 1 п. 2 комментируемой статьи следует рассматривать как условие отзыва лицензиаром заявления об открытой лицензии, тогда как нормы абз. 2 и 3 п. 1 комментируемой статьи определяют последствия такого отзыва. При этом двухлетний срок, до истечения которого отзыв заявления об открытой лицензии не допускается, должен рассматриваться как своеобразная гарантия стабильности гражданского оборота, обеспечивающая потенциальным лицензиатам разумную возможность воспользоваться предложенными в открытой лицензии условиями до того, как лицензиар сочтет эти условия почему-либо для себя невыгодными и отзовет указанное заявление.

Изложенное толкование тем не менее оставляет открытым вопрос о последствиях молчания патентообладателя по истечении двухлетнего срока. Эти последствия не урегулированы ни в комментируемой статье, ни в ст. 1368 ГК. Поскольку законодатель недвусмысленно освобождает лицензиара от доплаты полного размера пошлины за поддержание патента в течение двух лет при наличии заключенных на условиях открытой лицензии лицензионных договоров, следует заключить, что право на 50-процентную льготу лицензиар должен сохранять до тех пор, пока действует хоть один лицензионный договор, заключенный на предложенных лицензиаром в заявлении об открытой лицензии условиях.

В том случае, когда в течение каких-либо двух лет на условиях открытой лицензии не было заключено ни одного лицензионного договора, лицензиар должен либо, отозвав заявление об открытой лицензии, доплатить пошлину за поддержание патента до полного размера и платить ее в дальнейшем на общих основаниях, оставаясь при этом патентообладателем (это последствие прямо предусмотрено абз. 2 п. 2 комментируемой статьи), либо отказаться на будущее время от исключительного права на селекционное достижение при условии освобождения его от каких-либо доплат. В последнем случае при отсутствии какого-либо волеизъявления со стороны патентообладателя федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям должен иметь право по собственной инициативе досрочно прекратить действие патента на селекционное достижение.