Перейти к основному содержанию

Статья 1519 ГК РФ. Исключительное право на географическое указание

Новая редакция Ст. 1519 ГК РФ

1. Правообладателю принадлежит право использования географического указания в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом, в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.

В случае предоставления исключительного права на географическое указание объединению лиц право использования такого географического указания предоставляется каждому лицу, являющемуся членом этого объединения и включенному в Государственный реестр указаний и наименований, при условии, что такое географическое указание используется в отношении товара, обладающего характеристиками, указанными в Государственном реестре указаний и наименований.

2. Использованием географического указания считается, в частности, размещение этого географического указания:

1) на товарах, этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

2) на бланках, счетах, иной документации и в печатных изданиях, связанных с введением товаров в гражданский оборот;

3) в предложениях о продаже товаров, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

4) в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

3. Незаконным использованием географического указания признается:

1) использование зарегистрированного географического указания лицами, не обладающими правом его использования, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или географическое указание используется в переводе либо в сочетании с такими словами, как "род", "тип", "имитация" и тому подобными;

2) использование зарегистрированного географического указания лицами, обладающими правом его использования, в отношении товара, не обладающего характеристиками, указанными в Государственном реестре указаний и наименований, либо произведенного за пределами границ географического объекта, указанных в Государственном реестре указаний и наименований;

3) использование для любых товаров обозначения, включающего, воспроизводящего или имитирующего зарегистрированное географическое указание, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения товара или характеристик товара.

4. Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно использовано географическое указание, являются контрафактными.

5. Не является нарушением исключительного права на географическое указание использование этого географического указания другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот непосредственно правообладателем или с его согласия.

6. Распоряжение исключительным правом на географическое указание, в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования этого географического указания, а также переход исключительного права на географическое указание без заключения договора не допускается.

Комментарий к Ст. 1519 ГК РФ

Для исключительного права на НМПТ наряду с допускаемой множественностью правообладателей характерен запрет на любые способы распоряжения данным правом, что позволяет свести это право, главным образом, к праву пользования. За неиспользование этого права Кодекс не устанавливает санкций в виде досрочного прекращения, как это имеет место применительно к праву на товарный знак.

Другой комментарий к Ст. 1519 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Положения ст. 1519 представляют собой специальные нормы по отношению к общим правилам ст. 1529 ГК об исключительном праве на любые средства индивидуализации и результаты интеллектуальной деятельности.

При этом содержание п. 1 ст. 1519 является существенно новым для нашего законодательства. Пункт 2 этой статьи представляет собой воспроизведение п. 1 ст. 40 Закона о товарных знаках, значительно дополненное по образцу аналогичных норм из п. 2 ст. 1484 ГК о способах использования товарного знака. В пункте 3 ст. 1519 почти дословно повторен текст п. 2 ст. 40 Закона о товарных знаках. Ограничение распоряжения правом на наименование места происхождения товара, установленное в п. 3 названного Закона, в п. 4 ст. 1519 значительно расширено.

В отличие от прежнего законодательства, предоставлявшего "право пользования" наименованием места происхождения товара, в ГК это право признано исключительным правом использования таких наименований, поскольку оно отвечает основным признакам исключительных прав (см. ниже, п. п. 2 - 4) <1>.
--------------------------------
<1> Подробнее об этих признаках см.: Комментарий. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая / Под ред. А.Л. Маковского. М.: Статут, 2008. С. 281 - 294 // СПС КонсультантПлюс.

2. Право на наименование места происхождения товара является исключительным, поскольку возможность использовать такое наименование в гражданском обороте основана на прямом указании закона о предоставлении правовой охраны наименованиям мест происхождения товаров в качестве средства их индивидуализации. Это указание содержится в подп. 15 п. 1 ст. 1225 ГК и отличает подобные наименования от разнообразных средств индивидуализации товара, которым такая специальная охрана не предоставляется (доменные имена, номера телефонов и адреса изготовителей и продавцов товара и др.), хотя при определенных условиях их использование тоже может получить защиту с помощью средств гражданского права (в порядке защиты от недобросовестной конкуренции, защиты прав потребителей и др.).

3. Право на наименование места происхождения товара, предусмотренное нормами части 4 ГК, может первоначально возникнуть исключительно у лица, отвечающего требованиям закона, предъявляемым к таким правообладателям.

Из норм, содержащихся в п. 1 ст. 1516, п. 2 ст. 1518, п. 4 ст. 1522, п. 2 ст. 1531, подп. 3 п. 2 ст. 1536 ГК, и из сопоставления этих норм следует, что право на наименование места происхождения товара может быть предоставлено только тому лицу - индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, которое является производителем соответствующего товара в границах географического объекта, обозначаемого этим наименованием (см. также п. 5 комментария к ст. 1516).

Именно такое лицо должно быть указано в заявке на наименование места происхождения товара (подп. 1 п. 3 и п. 5 ст. 1522 ГК РФ), а прекращение им предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или в результате ликвидации юридического лица прекращает действие свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара (подп. 3 п. 2 ст. 1536 ГК РФ).

Очевидно, что осуществлять исключительное право на наименование места происхождения товара, т.е. использовать это наименование в хозяйственном обороте, тоже может лишь тот, кто производит соответствующий товар. Однако это не означает, что исключительное право на наименование места происхождения товара неразрывно связано с производством такого товара. В отличие от права на товарный знак (см. ст. 1486 ГК РФ), неиспользование права на наименование места происхождения товара не может служить основанием для прекращения этого права. Поэтому правообладатель, который после получения свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара не начал, приостановил или прекратил его производство, тем не менее продолжает оставаться обладателем этого права до истечения срока свидетельства или наступления других обстоятельств, влекущих прекращение его действия (см. ст. 1536 ГК РФ).

4. Так же как и большинство норм ГК, определяющих содержание исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, ст. 1519 содержит в п. 2 примерный (открытый) перечень возможных способов использования наименования места происхождения товара <1>. Правообладатель может использовать такое наименование и любыми иными не противоречащими закону способами. В то же время все или почти все применяемые на практике способы использования наименования места происхождения товара с целью индивидуализировать его в обороте в этой норме ГК названы. Сходство цели этого средства индивидуализации товара с товарным знаком объясняет во многом дословное совпадение п. 2 ст. 1519 с п. 2 ст. 1484 ГК.
--------------------------------
<1> В Законе о товарных знаках перечень возможных способов использования наименования места происхождения товара был сформулирован как исчерпывающий (п. 1 ст. 40), хотя в действительности тоже был примерным.

Общим образом способы использования наименования места происхождения товара, составляющие содержание исключительного права на это наименование в виде входящих в состав этого права правомочий, можно определить как использование такого наименования с целью индивидуализации товара при его возможном в будущем или происходящем введении в гражданский оборот. По общему правилу, если правомерное введение товара в оборот состоялось, исключительное право на наименование места происхождения следует считать исчерпанным в отношении данного товара.

Использование наименования места происхождения товара не в связи с его введением в гражданский оборот (в научной и художественной литературе, в официальных документах и т.п.) исключительным правом на это наименование не охватывается.

5. Необходимым признаком исключительного права на наименование места происхождения товара, позволяющим отнести это субъективное гражданское право к категории абсолютных прав, является общий запрет "другим лицам" использовать это средство индивидуализации "без согласия правообладателя", за исключением случаев, предусмотренных ГК (абз. 3 п. 1 ст. 1229).

В нормах § 3 гл. 76 ГК этот общий запрет конкретизирован в трех группах правил.

Во-первых, недопустимо использование наименования места происхождения товара без согласия правообладателя любым из тех способов, которые конкретно названы в п. 2 ст. 1519 (см. выше, п. 4).

Во-вторых, не допускается использование наименования места происхождения товара без согласия правообладателя лицом, не имеющим свидетельства об исключительном праве на это наименование, даже если указываемое при этом место происхождения товара является подлинным или приводится в переводе либо вместе с наименованием используются так называемые "делокализующие оговорки" ("рода", "типа", "имитация" и т.п.). Эти правила п. 3 ст. 1519 ГК основаны на ст. 3 Лиссабонского соглашения.

В-третьих, запрещено использование для любых товаров без согласия правообладателя обозначения, сходного с зарегистрированным наименованием места происхождения товара и способного ввести в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара (п. 3 ст. 1519).

В случаях, когда исключительные права на одно наименование места происхождения товара имеют самостоятельно несколько разных лиц (см. п. п. 2, 3 комментария к ст. 1518), такая множественность сосуществующих исключительных прав на одно и то же средство индивидуализации не превращает эти абсолютные права ни в относительные, ни даже в квазиабсолютные. Если основным признаком абсолютного права является всеобщность обязанности его не нарушать и, следовательно, неопределенность круга лиц, обязанных по отношению к правообладателю, то этот признак сохраняется и тогда, когда среди этих обязанных лиц появляются совершенно конкретные фигуры, не связанные с правообладателем относительными правоотношениями <1>.
--------------------------------
<1> Право собственности не перестает быть абсолютным правом оттого, что обременяется сервитутом в силу закона.

6. Закон о товарных знаках запрещал обладателю права пользования наименованием места происхождения товара "предоставлять лицензии на пользование" этим наименованием (п. 3 ст. 40). В статье 1519 распоряжение исключительным правом на такое наименование не допускается вообще, в т.ч. и путем отчуждения этого права, и путем предоставления лицензии на его использование (п. 4).

Как всякая норма закона, устанавливающая определенные ограничения, правило п. 4 ст. 1519 не может толковаться расширительно. Это означает, что Кодекс не исключает возможности перехода исключительного права на наименование места происхождения товара к другому лицу, когда такой переход происходит не в порядке распоряжения этим правом, а в силу закона - в результате реорганизации юридического лица, наследования по закону, обращения взыскания на исключительное право (см. ст. 1241 ГК РФ). С учетом того, что обладателем исключительного права на наименование места происхождения товара может быть только производитель соответствующего товара в границах этого места (см. выше, п. 3), условием такого перехода исключительного права надо признать переход к новому правообладателю прав на предприятие, производящее этот товар в том же месте.