Перейти к основному содержанию

Статья 1523 ГК РФ. Экспертиза заявки на наименование места происхождения товара и внесение изменений в документы заявки

Новая редакция Ст. 1523 ГК РФ

1. Экспертиза заявки на географическое указание проводится федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Экспертиза заявки на географическое указание включает формальную экспертизу и экспертизу обозначения, заявленного в качестве географического указания (заявленное обозначение).

2. В период проведения экспертизы заявки на географическое указание федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности вправе запросить у заявителя дополнительные материалы, без которых проведение экспертизы невозможно.

Дополнительные материалы должны быть представлены заявителем в течение трех месяцев со дня направления федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности соответствующего запроса. По ходатайству заявителя этот срок может быть продлен не более чем на шесть месяцев при условии, что ходатайство поступило до истечения срока представления ответа на запрос. Если заявитель нарушил указанный срок или оставил запрос о дополнительных материалах без ответа, заявка признается отозванной на основании решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Комментарий к Статье 1523 ГК РФ

Комментарий дорабатывается и временно отсутствует.

Другой комментарий к Ст. 1523 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Статья 1523 воспроизводит текст ст. 33 Закона о товарных знаках с существенным дополнением в отношении порядка признания заявки отозванной (абз. 1 п. 3).

2. Необходимым основанием решения о предоставлении правовой охраны наименованию места происхождения товара и (или) исключительного права на такое наименование, равно как и решения об отказе в предоставлении правовой охраны этому наименованию и (или) исключительного права на него (см. ст. 1526 ГК РФ), является государственная экспертиза заявки на наименование места происхождения товара.

Такая экспертиза проводится "федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности", т.е. Роспатентом, представляющим собой Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, подведомственную Министерству образования и науки РФ <1>. Хотя фактически работу по экспертизе заявок на наименование места происхождения товара организует и осуществляет находящийся в ведении Роспатента Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС), юридически экспертиза проводится самим Роспатентом, несущим ответственность за ее результаты <2>.
--------------------------------
<1> Структура федеральных органов исполнительной власти, разд. II, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти", п. 16 (СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2290).

<2> Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 N 178 "Вопросы Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам" (СЗ РФ. 2004. N 15. Ст. 1471), возлагающее на Роспатент только "контроль и надзор за проведением экспертизы заявок на объекты интеллектуальной собственности" (подп. "б" п. 3), в этой части не соответствует Гражданскому кодексу.

3. Государственная экспертиза заявки на наименование места происхождения товара проводится в два этапа, первым из которых является формальная экспертиза, а вторым - в случае, если по результатам формальной экспертизы заявка принята к рассмотрению (п. 1 ст. 1525 ГК РФ), - экспертиза обозначения, заявленного в качестве наименования места происхождения товара. Каждому из этих этапов в Кодексе посвящена отдельная статья (см. ст. ст. 1524 и 1525). Правила ст. 1523 являются общими для обоих этапов экспертизы и в основном касаются пополнения поданной заявки недостающими материалами по инициативе самого заявителя (п. 2) или органа, проводящего экспертизу (п. 3).

4. Лицо, подавшее заявку на наименование места происхождения товара, вправе "дополнять, уточнять или исправлять материалы заявки", за исключением дополнений, меняющих заявку "по существу". Этот текст п. 2 ст. 1523, перенесенный из прежнего Закона, не вполне точен и ясен. Во всяком случае, изменением заявки по существу следует считать дополнение ее такими материалами, которые приводят к существенному несоответствию между заявкой и представленным в ее обоснование заключением (см. п. 5 ст. 1522 ГК РФ).

5. Продление двухмесячного срока на представление заявителем дополнительных материалов, затребованных органом, осуществляющим экспертизу (п. 3 ст. 1523), правильнее считать обязанностью, а не правом этого органа, разумеется, при условии, что ходатайство о продлении срока заявлено своевременно. Однако продолжительность времени, на которое срок должен быть продлен, зависит от усмотрения органа, осуществляющего экспертизу.

В отличие от прежнего Закона в ст. 1523 ясно сказано, что решение о признании заявки отозванной из-за того, что заявитель не представил затребованные от него материалы, вправе принять только Роспатент.