Новая редакция Ст. 764 ГК РФ
1. По государственному или муниципальному контракту подрядчиком может выступать юридическое или физическое лицо.
2. По государственному контракту государственными заказчиками могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казенные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
3. По муниципальному контракту муниципальными заказчиками могут выступать органы местного самоуправления, а также иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Комментарий к Статье 764 ГК РФ
1. При осуществлении строительства за счет средств федерального бюджета государственным заказчиком может быть федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ. Государственный заказчик вправе передать часть своих функций заказчику-застройщику на основе заключенного с последним договора. По поводу выполнения таких функций (строительство части объектов, оказание необходимых услуг, выполнение отдельных видов работ) заказчик-застройщик от своего имени заключает с подрядчиком договор строительного подряда на выполнение научно-исследовательского проекта и других работ. Положение о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета (от 11.10.2001) называет в числе возможных заказчиков-застройщиков бюджетные учреждения и организации, в т.ч. дирекции строящихся объектов, организации, находящиеся в ведении государственного заказчика, негосударственные коммерческие организации, получающие государственные капитальные вложения по стройкам и объектам, включенным в перечень, на условиях приобретения в собственность Российской Федерации акций (долей) этих организаций стоимостью, эквивалентной размеру бюджетных инвестиций, а также организации, уполномоченные органами исполнительной власти субъектов РФ на выполнение функций заказчика-застройщика.
При утверждении государственных заказчиков Правительство РФ может предусмотреть передачу ими части функций предприятиям и учреждениям-заказчикам, а также определить условия такой передачи. Указанные лица именуются в соответствующих правовых актах, в отличие от государственного заказчика, просто "заказчиками".
2. В роли подрядчика могут выступать юридические лица и граждане-предприниматели.
3. Особые требования к субъектному составу государственного контракта предусмотрены специальными нормами. Так, Закон об оборонном заказе определяет, что генеральным заказчиком может быть федеральный орган исполнительной власти, а головным исполнителем - организация, которая заключила договор с государственным заказчиком и оформляет договоры от своего имени с исполнителями оборонного заказа. Контракты с иностранными юридическими лицами на выполнение работ по обеспечению оборонного заказа заключаются в специальном порядке, определяемом Правительством РФ. При этом допускается заключение государственного контракта на выполнение полного комплекса работ либо на отдельные их виды.
Другой комментарий к Ст. 764 Гражданского кодекса Российской Федерации
1. Сторонами государственного или муниципального контракта являются государственный или муниципальный заказчик и подрядчик.
В роли подрядчика вправе выступать юридическое или физическое лицо, в том числе иностранное.
Действовавшие ранее жесткие ограничения на привлечение иностранных подрядчиков к выполнению работ для государственных и муниципальных нужд (их привлечение допускалось лишь в случае, если производство работ отсутствует в Российской Федерации либо нецелесообразно) были сняты Законом о размещении заказов на поставки товаров (ст. 13). Снятие названных ограничений связано с вступлением Российской Федерации в ВТО. В отношении работ, выполняемых иностранными лицами, Законом о размещении заказов на поставки товаров устанавливается национальный режим, если иное не предусмотрено законом. Так, для защиты экономических интересов Российской Федерации правительством могут быть установлены ответные ограничения в отношении подрядчиков тех государств, в которых имеются специальные ограничения в отношении работ, выполняемых российскими лицами. Затем, правительство вправе устанавливать запреты и ограничения допуска работ, выполняемых иностранными лицами, при размещении заказов на выполнение работ для нужд обороны страны и безопасности государства (п. 1 - 5 ст. 13 Закона о размещении заказов на поставки товаров). К примеру, иностранные юридические лица вправе участвовать в подрядных конкурсах на выполнение работ по обеспечению оборонного заказа (а значит, и выступать подрядчиками), лишь если соответствующие работы не выполняются российскими предпринимателями либо выполнение ими работ экономически нецелесообразно (п. 4 ст. 7 Закона об оборонном заказе). При ограничении национального режима федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, устанавливают условия допуска работ, выполняемых иностранными лицами.
Определяя требования к подрядчику, важно помнить, что государственный или муниципальный контракт - разновидность договора строительного подряда либо договора на выполнение проектных, изыскательских работ. Следовательно, он должен соответствовать общим требованиям, предъявляемым законодательством к лицам, выполняющим соответствующие работы. Учитывая сказанное, подрядчиком по государственному или муниципальному контракту на выполнение строительных работ вправе выступать лишь предприниматель: юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы (в том числе, в частности, учреждение уголовно-исполнительной системы) или гражданин, имеющие к тому же лицензию или сертификат на осуществление соответствующего вида деятельности (ст. 6 Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР"). (Подробнее об этом см. комментарий к п. 1 ст. 740 ГК.) Подрядчиком по государственному или муниципальному контракту на выполнение проектных и изыскательских работ вправе выступать юридические лица - специализированные изыскательские, проектные, проектно-изыскательские организации (проектировщик, изыскатель). Иногда в качестве исполнителя выступает физическое лицо, в частности, временный творческий коллектив (не обладающий статусом юридического лица), как одна сторона в договоре со множественностью лиц. Исполнитель по данному договору в случаях, предусмотренных законом, должен иметь лицензию на соответствующую проектно-изыскательскую деятельность. (Подробнее об этом см. комментарий к ст. 758 ГК.)
Подрядчик должен также отвечать специальным требованиям к участникам размещения государственного или муниципального заказа, определяемым законодательством. Подобные требования (как основные, так и дополнительные) установлены, в частности, Законом о размещении заказов на поставки товаров (ст. 11): ненахождение в стадии ликвидации или банкротства, обладание исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, отсутствие задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные государственные фонды, наличие производственных мощностей, технологического оборудования и др.
2. Государственный или муниципальный заказчик - лицо, наделенное финансовыми ресурсами из средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда. Распределение бюджетных ассигнований осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств предоставляют полученные ими бюджетные средства непосредственным получателям, которые определяются в соответствии с направлениями социально-экономического развития в составе бюджетной росписи на соответствующий год.
Во втором и третьем пунктах комментируемой статьи определен круг лиц, которые обладают необходимыми инвестиционными ресурсами и могут выступать государственными и муниципальными заказчиками.
1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации - по государственному контракту; органы местного самоуправления - по муниципальному контракту. Так, государственным заказчиком оборонного заказа выступает Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ) - ст. 1 Закона об оборонном заказе. См. также Положение о Федеральной службе по оборонному заказу (утв. Указом Президента от 21.01.2005 N 56с (СЗ РФ. 2005. N 5. Ст. 358)). Для организации работы по выполнению федеральных целевых программ государственных заказчиков утверждает Правительство РФ (ст. 3 Закона о поставках для государственных нужд).
2. Уполномоченные вышеуказанными органами государственной власти на размещение заказов на выполнение подрядных работ для государственных нужд получатели бюджетных средств при размещении заказов на выполнение таких работ за счет бюджетных средств - по государственному контракту; уполномоченные органами местного самоуправления на размещение заказов на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд получатели бюджетных средств при размещении заказов на выполнение таких работ - по муниципальному контракту.
В соответствии со ст. 162 БК получатель бюджетных средств - бюджетное учреждение либо иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
Так, на основании полномочий, предоставленных Правительством РФ, государственными заказчиками строек и объектов, включенных в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд, могут являться наиболее значимые бюджетные учреждения науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации (п. 5 Положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 714 (СЗ РФ. 2001. N 43. Ст. 4097)).
Государственные заказчики могут на договорной основе передавать соответствующим организациям (исполнителям государственного заказа, заказчикам-застройщикам) выполнение части своих функций на условиях, предусмотренных Правительством РФ при утверждении государственных заказчиков. Так, в выполнении оборонного заказа могут участвовать головной исполнитель оборонного заказа и непосредственный его исполнитель. Головной исполнитель - организация, заключающая государственный контракт с государственным заказчиком и оформляющая договоры с непосредственными исполнителями оборонного заказа (ст. 1 Закона об оборонном заказе).
Положение о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд (п. 7 - 8) называет в числе возможных заказчиков-застройщиков дирекции строящихся объектов, образованные в форме государственных и муниципальных учреждений либо казенных государственных и муниципальных предприятий, а также негосударственные коммерческие организации, получающие государственные капитальные вложения на условиях передачи в собственность Российской Федерации акций (долей) этих организаций стоимостью, эквивалентной размеру бюджетных инвестиций.