Новая редакция Ст. 1510 ГК РФ
1. Объединение лиц, создание и деятельность которого не противоречат законодательству государства, в котором оно создано, вправе зарегистрировать в Российской Федерации коллективный знак.
Коллективный знак является товарным знаком, предназначенным для обозначения товаров, производимых или реализуемых входящими в данное объединение лицами и обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками.
Коллективным знаком может пользоваться каждое из входящих в объединение лиц.
2. Право на коллективный знак не может быть отчуждено и не может быть предметом лицензионного договора.
3. Лицо, входящее в объединение, которое зарегистрировало коллективный знак, вправе пользоваться своим товарным знаком наряду с коллективным знаком.
Комментарий к Ст. 1510 ГК РФ
Для коллективного товарного знака характерны следующие особенности:
1. Товарный знак регистрируется на имя объединения лиц, являющегося в соответствии со ст. 121 ГК организационно-правовой формой некоммерческой организации.
2. Правом использования такого товарного знака обладает не само объединение, а субъекты, входящие в него (указанные в свидетельстве на коллективный товарный знак).
3. Выпускаемые организациями - членами объединения товары должны обладать едиными качественными или иными общими характеристиками. Нарушение данного правила может повлечь досрочное прекращение правовой охраны коллективного товарного знака (п. 3 ст. 1511 ГК РФ).
4. Право на коллективный знак не может быть отчуждено и не может быть предметом лицензионного договора.
В настоящее время в России регистрация коллективных товарных знаков нередко является компромиссным вариантом решения проблемы определения правообладателя в отношении обозначений, широко применявшихся в советское время различными производителями. В качестве таковых, например, выступают такие коллективные товарные знаки, как "Прима" (для сигарет), "Жигулевское пиво".
Другой комментарий к Ст. 1510 Гражданского кодекса Российской Федерации
1. Наряду с "обычными" "индивидуальными" товарными знаками Гражданским кодексом предусматривается возможность регистрации коллективных знаков, чье отличие заключается в особом субъекте права на знак, а также в режиме его использования.
2. В качестве коллективного знака может быть зарегистрировано любое обозначение, соответствующе требованиям ст. ст. 1477, 1482, а также ст. 1483 ГК.
3. В пункте 1 статьи содержится специальное установление, касающееся субъекта права на коллективный знак, подчеркивающее отличие коллективного знака от "обычного". Субъектом права на коллективный знак называется объединение лиц (юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей), создание и деятельность которого не противоречат законодательству государства, в котором оно создано.
Таким образом, имеется в виду, что объединение должно быть юридическим лицом, а не простым соединением изготовителей товаров, т.е. лицом, которое может функционировать в гражданском обороте. При этом такими объединениями не признаются акционерные общества и товарищества, созданные несколькими предприятиями.
4. Важно также отметить, что товары и услуги, производимые или реализуемые лицами, входящими в объединение, должны обладать едиными качественными или иными характеристиками. Описание таких характеристик является обязательным условием, включаемым в Устав товарного знака (ст. 1511 ГК РФ).
5. Еще одна особенность правового режима коллективных знаков -отсутствие возможности их отчуждения, а также невозможность предоставления лицензий на их использование третьим лицам. Иными словами, имеются определенные ограничения исключительного права на коллективный знак по сравнению с "обычным" товарным знаком.