Перейти к основному содержанию

Статья 127 ГК РФ. Особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств

Новая редакция Ст. 127 ГК РФ

Особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности.

Комментарий к Ст. 127 ГК РФ

До принятия указанного в комментируемой статье закона следует руководствоваться общими нормами российского гражданского законодательства, регулирующими экономические отношения с участием иностранного лица (см., напр., ст. 2 ГК РФ).

Другой комментарий к Ст. 127 Гражданского кодекса Российской Федерации

Статья носит отсылочный характер, закон об иммунитете Российской Федерации и ее собственности пока не принят.

Российская Федерация как субъект международного права придерживается принципа "абсолютного" судебного иммунитета, отраженного в ст. 401 ГПК, ст. 251 АПК. В силу этого принципа предъявление исков в суды РФ к иностранному государству, арест его имущества, находящегося на территории РФ, принятие иных мер к этому имуществу в обеспечение иска, обращение на него взыскания в порядке исполнения решений суда допускаются только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом. Соответственно, Российская Федерация как суверен вправе требовать от других стран по отношению к себе неукоснительного соблюдения такого же принципа. Отметим, что ряд стран приняли собственные законы об иммунитете иностранных государств, закрепив принцип "функционального" иммунитета. В соответствии с этим принципом согласия иностранного государства на юрисдикцию, обеспечение исполнения решений суда, ареста имущества не требуется, если в судах соответствующих стран к нему предъявляются иски, основанные не на осуществлении публичной власти, а на его коммерческой деятельности (получение и предоставление государственных кредитов, продажа государственных ценных бумаг, выдача гарантий, закупки и поставки товаров для государственных нужд, в том числе по так называемым связанным внешним заимствованиям (кредитам), и проч.). Этого принципа придерживаются, например, США, где действует принятый в 1976 г. Закон об иммунитете иностранных суверенов. Отсутствие специального закона об иммунитете не означает, что к государству вообще не может быть предъявлен иск и его нельзя привлечь в качестве ответчика, если в качестве истцов выступают иностранные физические и юридические лица. Об этом свидетельствуют следующие положения законодательных актов:

- в силу абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Если, например, на территории РФ аккредитован филиал иностранной коммерческой организации и в его лице иностранной компании причинены убытки в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц, такие действия могут быть признаны судом недействительными, а убытки по требованию истца возмещены за счет соответственно федеральной казны, казны субъекта РФ (ст. ст. 13, 16, 1069 ГК РФ). Таким же образом за счет муниципальной казны решается вопрос об ответственности за действия органов местного самоуправления и их должностных лиц. Аналогичное правило о возможности возмещения убытков, причиненных органом государственной власти или органом местного самоуправления или их должностными лицами, провозглашено в качестве гарантии правовой защиты для иностранных инвесторов в Законе об иностранных инвестициях в РФ в отношении их деятельности на территории РФ (ст. 5 Закона).

Статья 13 Закона об иностранных инвестициях в РФ гарантирует иностранным инвесторам приобретение государственных ценных бумаг, равно как и ценных бумаг российских коммерческих организаций;

- государственный долг, включая долг от иностранных заимствований, полностью и без условий обеспечивается всем находящимся соответственно в собственности РФ, субъекта РФ и составляющим их казну имуществом (ст. ст. 97, 99 БК). При неисполнении государством, субъектом РФ своих денежных обязательств к ним (в лице Министерства финансов РФ, компетентного органа субъекта РФ) иностранным инвестором может быть предъявлен иск в суде;

- Российская Федерация в качестве правопреемника СССР и самостоятельно является участницей международных договоров о взаимной защите иностранных инвестиций, в которых предусматривается право иностранного инвестора предъявлять иски к РФ в иностранных судах и арбитраже по инвестиционным спорам, что свидетельствует об отказе в соответствующих случаях государства от судебного иммунитета. Например, в ст. 9 Соглашения РФ с Правительством Итальянской Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 9 апреля 1996 г. (СЗ РФ. 1999. N 6. Ст. 758) говорится: если спор между договаривающейся стороной и инвестором другой договаривающейся стороны не будет разрешен мирным путем в течение шести месяцев с даты письменного обращения об урегулировании спора, он может быть передан по выбору инвестора на рассмотрение в:

а) компетентный суд или арбитраж Договаривающейся Стороны, на территории которой капиталовложение осуществлено;

б) арбитраж, создаваемый в соответствии с арбитражным регламентом Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ);

в) любой иной арбитраж, о котором договорятся стороны спора.