Новая редакция Ст. 737 ГК РФ
1. В случае обнаружения недостатков во время приемки результата работы или после его приемки в течение гарантийного срока, а если он не установлен, - разумного срока, но не позднее двух лет (для недвижимого имущества - пяти лет) со дня приемки результата работы, заказчик вправе по своему выбору осуществить одно из предусмотренных в статье 723 настоящего Кодекса прав либо потребовать безвозмездного повторного выполнения работы или возмещения понесенных им расходов на исправление недостатков своими средствами или третьими лицами.
2. В случае обнаружения существенных недостатков результата работы заказчик вправе предъявить подрядчику требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до принятия результата работы заказчиком или по причинам, возникшим до этого момента. Это требование может быть предъявлено заказчиком, если указанные недостатки обнаружены по истечении двух лет (для недвижимого имущества - пяти лет) со дня принятия результата работы заказчиком, но в пределах установленного для результата работы срока службы или в течение десяти лет со дня принятия результата работы заказчиком, если срок службы не установлен.
3. При невыполнении подрядчиком требования, указанного в пункте 2 настоящей статьи, заказчик вправе в течение того же срока потребовать либо возврата части цены, уплаченной за работу, либо возмещения расходов, понесенных в связи с устранением недостатков заказчиком своими силами или с помощью третьих лиц либо отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Комментарий к Ст. 737 ГК РФ
Судебная практика.
При разрешении споров, связанных с ремонтом в течение гарантийного срока купленных товаров длительного пользования, необходимо руководствоваться гл. 2 ЗоЗПП РФ, а не гл. 3 Закона РФ "О защите прав потребителей", поскольку право на гарантийный ремонт вытекает из приобретения товара ненадлежащего качества. Договор на выполнение работ или оказание услуг по гарантийному ремонту в указанных случаях потребителем не заключается.
От этих споров следует отличать возникшие по истечении установленного изготовителем гарантийного срока на товары длительного пользования споры, вытекающие из договора подряда, в том числе на абонементное обслуживание, заключенного потребителем с мастерскими по ремонту и обслуживанию телевизоров, бытовой техники и т.п., производящими в процессе ремонта замену различных деталей и узлов, на которые установлены гарантийные сроки (например, кинескопов, моторов). В случае выхода из строя таких деталей и узлов при возникновении спора, связанного с ремонтом в течение гарантийного срока, необходимо руководствоваться гл. III названного Закона, регулирующей вопросы защиты прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг, поскольку потребителем в данном случае не заключался договор купли-продажи отдельного узла или детали изделия, находящегося в ремонте (Постановление Пленума ВС РФ от 29.09.1994 N 7).
Комментируемая статья устанавливает следующие (по сравнению с общими правилами ст. ст. 723, 724 ГК РФ) особенности, касающиеся недостатков в работе:
1) права заказчика по договору бытового подряда шире, чем общие права заказчика;
2) для обнаружения недостатков в случае, если результатом работ является недвижимое имущество (как вновь созданное, так и отремонтированное), установлен удлиненный срок в пять лет (п. 1 комментируемой статьи);
3) для обнаружения существенных недостатков предусмотрен удлиненный срок, связанный с установленным сроком службы результат работ или, при его отсутствии, - десятилетний срок (п. 2 комментируемой статьи);
Судебная практика.
Под существенными недостатками выполненной работы и иными отступлениями от условий договора, дающими потребителю в соответствии с п. 1 ст. 29 Закона РФ "О защите прав потребителей" право расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков, следует понимать неустранимые недостатки или недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных затрат времени, или выявляются неоднократно, или проявляются вновь после их устранения, или другие подобные недостатки (Постановление Пленума ВС РФ от 29.09.1994 N 7).
Другой комментарий к Ст. 737 Гражданского кодекса Российской Федерации
1. Последствия обнаружения недостатков в выполненной работе по договору бытового подряда имеют свои особенности по сравнению с предусмотренными общей нормой ст. 723 ГК. Во-первых, заказчику предоставлено право требовать безвозмездного повторного выполнения работы, в то время как согласно п. 2 ст. 723 такое последствие применяется по усмотрению подрядчика (он вправе это сделать вместо устранения недостатков). Во-вторых, заказчик вправе своими силами или с помощью третьих лиц устранить недостатки в результате работы и потребовать возмещения понесенных на это расходов независимо от того, предусмотрено ли в договоре такое право. Заказчик может воспользоваться им в силу п. 1 ст. 737 ГК.
2. В дополнение нормы п. 1 настоящей статьи Закон о защите прав потребителей устанавливает сроки удовлетворения требований заказчика. Требования о повторном выполнении работы подлежат удовлетворению в срок, установленный для срочного выполнения работы, а в случае, когда этот срок не установлен, - в срок, предусмотренный договором, который был ненадлежаще исполнен (п. 2 ст. 31 Закона).
Требования об уменьшении цены за выполненную работу, о возмещении расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами, а также о возмещении убытков, причиненных расторжением договора, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования (п. 1 ст. 31 Закона). Недостатки в работе должны быть устранены подрядчиком в разумный срок, назначенный потребителем (п. 1 ст. 30 Закона).
3. Нарушение установленных ст. 30 и 31 Закона о защите прав потребителей сроков влечет для подрядчика ответственность в виде взыскания неустойки в размере 3% от цены работы, а если цена выполненной работы договором не определена, - от общей цены заказа за каждый день просрочки. Договором подряда может быть установлен более высокий размер неустойки. Сумма взысканной неустойки не может превышать цену отдельного вида работы или общую сумму заказа, если цена выполнения отдельного вида работы не определена договором (п. 3 ст. 31, ч. 4 ст. 30, п. 5 ст. 28 Закона). Неустойка носит штрафной характер (п. 2 ст. 13 Закона).
4. Для наступления последствий, предусмотренных в п. 1 данной статьи, недостатки в результате работы должны быть обнаружены во время приемки или в течение гарантийного срока, а если он не установлен, - в течение разумного срока, но не позднее двух лет (для недвижимого имущества - пяти лет) со дня приемки результата работы.
5. Особое правило установлено на случай обнаружения существенных недостатков по истечении двух лет (для недвижимого имущества - пяти лет) со дня принятия результата работы. Заказчик вправе требовать безвозмездного устранения таких недостатков, если докажет, что они возникли до принятия результата работы или по причинам, возникшим до этого момента. При невыполнении подрядчиком данного требования в течение 20 дней заказчик вправе потребовать: а) возврата части цены, уплаченной за работу, либо б) возмещения расходов, понесенных в связи с устранением недостатков, либо в) отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (п. 2 и 3 комментируемой статьи, п. 6 ст. 29 Закона РФ о защите прав потребителей).
6. Требования, предусмотренные п. 2 и 3 ст. 737, могут быть предъявлены заказчиком, если обнаружены в пределах установленного для результата работы срока службы, а если он не установлен, - в течение 10 лет со дня принятия результата работы.