Перейти к основному содержанию

Статья 1262 ГК РФ. Государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных

Новая редакция Ст. 1262 ГК РФ

1. Правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может по своему желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Программы для ЭВМ и базы данных, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, государственной регистрации не подлежат. Лицо, подавшее заявку на государственную регистрацию (заявитель), несет ответственность за разглашение сведений о программах для ЭВМ и базах данных, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Заявка на государственную регистрацию программы для ЭВМ или базы данных (заявка на регистрацию) должна относиться к одной программе для ЭВМ или к одной базе данных.

Заявка на регистрацию должна содержать:

заявление о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных с указанием правообладателя, а также автора, если он не отказался быть упомянутым в качестве такового, и места жительства или места нахождения каждого из них;

депонируемые материалы, идентифицирующие программу для ЭВМ или базу данных, включая реферат;

абзац пятый утратил силу с 1 октября 2014 г.

Правила оформления заявки на регистрацию устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

3. На основании заявки на регистрацию федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности проверяет наличие необходимых документов и материалов, их соответствие требованиям, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи. При положительном результате проверки указанный федеральный орган вносит программу для ЭВМ или базу данных соответственно в Реестр программ для ЭВМ и в Реестр баз данных, выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации в форме электронного документа и по желанию заявителя на бумажном носителе, публикует сведения о зарегистрированных программе для ЭВМ или базе данных в официальном бюллетене этого органа.

По запросу указанного федерального органа либо по собственной инициативе автор или иной правообладатель вправе до момента государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных дополнять, уточнять и исправлять документы и материалы, содержащиеся в заявке на регистрацию.

4. Порядок государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных, формы свидетельств о государственной регистрации, перечень указываемых в них сведений и перечень сведений, публикуемых в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

5. Переход исключительного права на зарегистрированные программу для ЭВМ или базу данных к другому лицу по договору или без договора и залог исключительного права на зарегистрированные программу для ЭВМ или базу данных подлежат государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

5.1. По заявлению правообладателя федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности вносит изменения, относящиеся к сведениям о правообладателе и (или) об авторе программы для ЭВМ или базы данных, в том числе к наименованию или имени правообладателя, его месту нахождения или месту жительства, имени автора, адресу для переписки, а также изменения, связанные с исправлением очевидных и технических ошибок, в Реестр программ для ЭВМ или Реестр баз данных и свидетельство о государственной регистрации.

Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности может вносить изменения в Реестр программ для ЭВМ или Реестр баз данных для исправления очевидных и технических ошибок по собственной инициативе или по просьбе любого лица, предварительно уведомив об этом правообладателя.

Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности публикует в официальном бюллетене сведения об изменениях записей в Реестре программ для ЭВМ или Реестре баз данных.

6. Сведения, внесенные в Реестр программ для ЭВМ или в Реестр баз данных, считаются достоверными, поскольку не доказано иное. Ответственность за достоверность предос

Комментарий к Ст. 1262 ГК РФ

1. Комментируемая статья содержит практически исчерпывающее регулирование по вопросу о государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, которым в настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 299 является Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (fips.ru). Вместе с тем к числу недостатков ст. 1262 ГК РФ следует отнести полное отсутствие в ней положений относительно государственной регистрации договоров о передаче исключительных прав и переходе исключительных прав, что в известной степени дает основания для произвольного определения порядка совершения указанных действий органом государственной власти. Видится, что практика применения законодательства приведет к неизбежной необходимости дополнения положений ст. 1262 ГК РФ соответствующими правилами.

Прежде всего следует обратить внимание на ряд принципиальных моментов. Положения п. 2 ст. 8 ГК РФ не распространяются на отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией программ для ЭВМ и баз данных, поскольку существует общая презумпция момента возникновения авторского права - в силу создания произведения (п. 4 ст. 1259 ГК РФ), но не в силу иных обстоятельств, в связи с этим представляется не случайным использование законодателем термина "государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных", а не "государственная регистрация прав на программы ЭВМ и базы данных". Именно по этой причине государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных является сугубо добровольной, что, однако, не означает отсутствие правовых последствий указанной регистрации.

Юридическое значение государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных - акт государственной регистрации - не имеет значения для определения момента первоначального возникновения прав авторов в отношении программ для ЭВМ и баз данных, однако, если регистрация осуществлена, такое обстоятельство является основанием для существенного изменения правового режима оборота исключительных прав на такие объекты авторских прав. В соответствии с п. 3 ст. 1232, п. 5 ст. 1262 ГК РФ договор об отчуждении исключительных прав в отношении программы ЭМВ и базы данных, зарегистрированных в установленном порядке, подлежит государственной регистрации, равно подлежит государственной регистрации переход исключительных прав без договора. Исключительные права на программу для ЭВМ и базу данных возникают на стороне приобретателя только с момента государственной регистрации перехода таких прав. Несоблюдение требований о государственной регистрации договора влечет его недействительность, отсутствие государственной регистрации перехода прав влечет непереход исключительных прав к приобретателю. Таким образом, правовое значение государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных заключается в определении правового режима оборота исключительных прав в отношении указанных объектов. Наличие государственной регистрации программы ЭВМ и базы данных влечет необходимость соблюдения требований законодательства о государственной регистрации соответствующих сделок и прав, в отсутствие указанной регистрации сделки и права в силу прямого указания закона юридического значения не имеют.

К сожалению, законодатель обошел вниманием вопрос о возможности аннулирования регистрации программы для ЭВМ и базы данных. Видится, что с учетом дозволительной направленности гражданского права по заявлению автора регистрация может быть аннулирована, запись регистрации исключена, но не по заявлению правообладателя, а по договору или иному основанию, поскольку аннулирование регистрации может нарушить права иных лиц, прежде всего правопредшественников текущего правообладателя.

2. Положения п. п. 2 - 4 устанавливают порядок государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных. По своему существу указанные нормы являются административными, так как регулируют порядок совершения действий при осуществлении федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности юридически значимых действий в интересах заявителя. Гражданско-правовое значение в данном случае имеет только итог совершения соответствующих действий - акт государственной регистрации программы ЭВМ и базы данных. К сожалению, закон не содержит оснований для отказа в государственной регистрации программы для ЭВМ и базы данных, тем не менее следует предположить, что соответствующий вывод можно сделать из содержания п. 3 комментируемой статьи: отказ возможен только по формальному основанию - несоответствие заявки на регистрацию требованиям п. 2 ст. 1262 ГК РФ, иных оснований быть не может, поскольку соответствующий орган не вправе вдаваться в содержание объекта авторского права, в том числе и обсуждать вопросы о творческом характере произведения, нарушенности либо ненарушенности прав третьих лиц и др. Если заявка отвечает требованиям п. 2 ст. 1262 ГК РФ, регистрация должна быть совершена, свидетельство выдано.

При уклонении одной из сторон от государственной регистрации договора об отчуждении исключительных прав или государственной регистрации перехода исключительных прав применению подлежат положения п. 3 ст. 165 ГК РФ.

3. В соответствии с п. 5 ст. 1262 ГК РФ сведения о государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных подлежат внесению в соответствующий реестр, а также опубликованию в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности ("Программы для ЭВМ. Базы данных. Топологии интегральных микросхем", издается с 1994 г.). Закон не устанавливает, является ли соответствующий реестр открытым подобно Единому государственному реестру прав на недвижимое имущество и сделок с ним, однако представляется, что коль скоро соответствующие сведения подлежат публикации, нет никаких препятствий в придании реестрам, указанным абз. 2 п. 5 ст. 1262 ГК РФ, открытого характера, что позволит любому заинтересованному лицу получить сведения о надлежащем правообладателе.

4. Применительно к требованиям п. 6 комментируемой статьи каждому из реестров приписано свойство публичной достоверности, однако оно является отличным от такового, присущего Единому государственному реестру прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Применительно к требованиям абз. 2 п. 1 ст. 2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке, что требует заявления соответствующего требования в судебном порядке. В свою очередь, достоверность сведений Реестра программ для ЭВМ или Реестра баз данных может быть опровергнута и без возбуждения соответствующего судопроизводства и переведена в плоскость предмета доказывания по делу.

Другой комментарий к Ст. 1262 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. В изъятие из общих положений, закрепленных в п. 4 ст. 1259 ГК, комментируемая статья предусматривает возможность регистрации программ для ЭВМ. Такая регистрация не является правопорождающей, действительность прав на программу для ЭВМ или момент их возникновения от нее не зависит, но регистрация дает правообладателю дополнительное средство обеспечения своих прав. В случае отказа автора от регистрации программы его права на программу никак ущемлены не будут.

В то же время регистрация программ для ЭВМ позволяет заинтересованному лицу убедиться, что право на такую программу не отчуждено третьему лицу (см. комментарий к п. 5 настоящей статьи).

Подать заявку на регистрацию программы для ЭВМ может как российское, так и иностранное лицо, как сам автор программы, так и его правопреемник. Ограничений по сроку подачи заявки (как это сделано для регистрации топологий интегральных микросхем, см. п. 2 ст. 1452 ГК РФ) нет. Единственное ограничение касается программ, содержащих сведения, которые составляют государственную тайну. Отнесение информации к этой категории определяется на основе Закона о государственной тайне. Регистратор не проверяет программу для ЭВМ на содержание сведений, составляющих государственную тайну; за это отвечает заявитель.

2. Пункты 2 - 4 ст. 1262 устанавливают некоторые общие правила, касающиеся регистрации программ. Подробнее правила регистрации программ для ЭВМ определены в Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на официальную регистрацию программы для электронных вычислительных машин и заявки на официальную регистрацию базы данных, утвержденных Приказом Роспатента от 25.02.2003 N 25 <1>. Этим же Приказом утверждена форма заявления на официальную регистрацию программы для ЭВМ.
--------------------------------
<1> БНА РФ. 2003. N 20.

3. Факультативность регистрации программ для ЭВМ была принята в качестве одного из основных принципов еще при подготовке Закона о правовой охране программ для ЭВМ. Однако, несмотря на сохранение этого принципа в законодательстве, правовое значение регистрации менялось. До 2002 г. была обязательной регистрация договора о полной уступке всех имущественных прав на зарегистрированную программу для ЭВМ или базу данных, а регистрация лицензионных договоров осуществлялась по соглашению сторон. В 2002 г. регистрация любых договоров в отношении программ для ЭВМ и баз данных стала необязательной. С 1 января 2008 г. вновь установлена обязательность регистрации договоров об отчуждении исключительного права на зарегистрированную программу для ЭВМ или базу данных. Это дает приобретателю уверенность, что не существует неизвестного ему договора, по которому право на программу для ЭВМ было отчуждено другому лицу.