Утратила силу с 1 января 2022 года. - Федеральный закон от 22.12.2020 N 456-ФЗ.
1. Лицу, организовавшему создание единой технологии за счет или с привлечением средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации (исполнителю), принадлежит право на созданную технологию, за исключением случаев, когда это право в соответствии с пунктом 1 статьи 1546 настоящего Кодекса принадлежит Российской Федерации или субъекту Российской Федерации.
2. Лицо, которому в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи принадлежит право на технологию, обязано незамедлительно принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для признания за ним и получения прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав единой технологии (подавать заявки на выдачу патентов, на государственную регистрацию результатов интеллектуальной деятельности, вводить в отношении соответствующей информации режим сохранения тайны, заключать договоры об отчуждении исключительных прав и лицензионные договоры с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав единой технологии, и принимать иные подобные меры), если такие меры не были приняты до или в процессе создания технологии.
3. В случаях, когда настоящий Кодекс допускает различные способы правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав единой технологии, лицо, которому принадлежит право на технологию, выбирает тот способ правовой охраны, который в наибольшей степени соответствует его интересам и обеспечивает практическое применение единой технологии.
Комментарий к Статье 1544 ГК РФ
По общему правилу право на технологию, созданную на средства федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, получает организатор ее создания. Однако одновременно на него возлагаются обязанности по внедрению технологии, причем процесс внедрения полностью регламентируется Правительством РФ, а неисполнение обязанности может повлечь негативные последствия.
Другой комментарий к Ст. 1544 Гражданского кодекса Российской Федерации
1. Концепция правового механизма использования научно-технических достижений, создаваемых за счет бюджетных средств, претерпела существенную эволюцию. Если проследить ее формирование, то увидим, что в первых нормативных актах 90-х гг. (Постановление Правительства РФ от 02.09.1999 N 982 "Об использовании результатов научно-технической деятельности" <1>, изданное во исполнение Указа Президента РФ от 22.07.1998 N 863 "О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий" <2>) было предусмотрено, что государственные заказчики обязаны обеспечить закрепление прав за Российской Федерацией (от имени которой они выступают) на договорные результаты, а также распоряжение этими правами от имени Российской Федерации. Кроме того, в государственные контракты включались условия, в соответствии с которыми Российской Федерации должны принадлежать права на подачу заявок и получение патентов, а также исключительные права на использование любых объектов интеллектуальной собственности, созданных при выполнении государственных контрактов, относящихся к сфере науки и технологий, включая результаты, содержащие конфиденциальную информацию. Реализация прав, принадлежащих Российской Федерации, была возложена на государственных заказчиков. Практика показала несостоятельность, а главное, неэффективность такой правовой концепции. В 2003 - 2004 гг. в законы об охране объектов интеллектуальной собственности были внесены нормы, в соответствии с которыми уже предусматривалась презумпция закрепления исключительных прав за исполнителем, если государственным контрактом не предусматривалось иное. Эти нормы сохраняются и в части 4 ГК для объектов авторских и патентных прав, созданных по государственным контрактам (ст. ст. 1298, 1373). В изъятие из этих правил в п. 1 комментируемой статьи уже содержится императивная норма, в соответствии с которой право на научно-технический результат, признанный единой технологией (включая входящие в ее состав охраняемые объекты), не передается исполнителем государственному заказчику, за установленными изъятиями.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1999. N 36. Ст. 4412.
<2> СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3756.
2. Заявки на получение патентов (соответственно на изобретения, полезные модели, промышленные образцы) должны быть оформлены и поданы с соблюдением правил § 5 гл. 72. Исполнитель также обязан зарегистрировать программы ЭВМ и базы данных в патентном ведомстве, хотя для всех других правообладателей государственная регистрация этих объектов является факультативной (ст. 1262 ГК РФ). В отношении секретов производства необходимо обеспечить режим конфиденциальности в соответствии с правилами, установленными Законом о коммерческой тайне.
Кроме того, предусмотрена обязательная подача заявки на "государственную регистрацию результатов научно-технической деятельности". Такую регистрацию для открытых НИОКР ведет ВНИТЦ. Центр имеет автоматизированный банк данных для зарегистрированных работ, к которым имеют доступ заинтересованные лица (см. Положение о государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 04.05.2005 N 284 <1>).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 19. Ст. 1838.
Обязанности по защите полученных результатов возлагаются на исполнителя и в том случае, когда в соответствии со ст. 1546 ГК права на единую технологию передаются исполнителем Российской Федерации или соответственно субъекту Российской Федерации (п. 3 ст. 1546).
3. Правила п. 3 комментируемой статьи могут быть, в частности, применены, когда имеется альтернатива - запатентовать изобретение или охранять его в качестве секрета производства (ноу-хау).