Новая редакция Ст. 632 ГК РФ
По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
Правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок (статья 621) к договору аренды транспортного средства с экипажем не применяются.
Комментарий к Статье 632 ГК РФ
Комментарий дорабатывается и временно отсутствует.
Другой комментарий к Ст. 632 Гражданского кодекса Российской Федерации
1. Аренда транспортных средств была известна отечественному законодательству и ранее, однако ГК РСФСР 1964 г. эту разновидность имущественного найма не выделял. В гл. 34 действующего ГК данные отношения специально регулируются § 3 "Аренда транспортных средств", который включает в себя два раздела, предусматривающих аренду транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (с экипажем) и аренду транспортного средства без предоставления таких услуг (без экипажа).
Несмотря на то что § 3 гл. 34 ГК не содержит общих норм, объединяющих обе разновидности аренды транспортных средств, можно выделить черты, присущие той и другой разновидности данного договора.
Во-первых, предмет договора - транспортное средство, причем требующее управления и надлежащей технической эксплуатации квалифицированным экипажем. Нормы § 3 гл. 34 ГК прежде всего востребованы для аренды морских, речных и воздушных судов. Конечно, они не распространяются на аренду мотоциклов, велосипедов, мотосаней и тому подобных транспортных средств. Отношения по их имущественному найму регулируются Общими положениями об аренде (§ 1 гл. 34 ГК РФ) или нормами § 2 данной главы, если в качестве наймодателя выступает прокатная организация, постоянно занимающаяся этим видом предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 626 ГК РФ).
КонсультантПлюс: примечание.
Учебник "Гражданское право: В 2 т. Том II. Полутом 1" (под ред. Е.А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации - Волтерс Клувер, 2004 (издание второе, переработанное и дополненное).
Названный признак договора (необходимость квалифицированного управления транспортным средством и его технической эксплуатации) отмечается В.В. Витрянским (см.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М., 2002. С. 505 - 506). Другие авторы не указывают его в качестве квалифицирующего признака, считая, что предметом данного договора выступают технические устройства, способные к перемещению в пространстве и предназначенные для перевозки грузов, пассажиров, багажа или буксировки объектов, использование которых регламентируется транспортными уставами и кодексами (Гражданское право: В 2 т. Том II. Полутом 1: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. М., 2000. С. 389. Автор главы - В.С. Ем). Третья группа авторов еще более расширяет предмет рассматриваемого договора, относя к нему все транспортные средства, способные к перемещению в пространстве, определяемые существующими типами транспорта, в том числе гужевого (Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный) / Под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. М., 2003. С. 282. Автор главы - А.А. Иванов). Отсутствие единообразного понимания предмета данного договора может на практике породить разную квалификацию одних и тех же отношений (например, по аренде автомобилей, автофургонов, прицепов).
Во-вторых, передача транспортного средства во владение и пользование арендатора. Даже когда управление транспортным средством и его техническую эксплуатацию осуществляют члены экипажа арендодателя, право владения предметом договора принадлежит арендатору, так как именно он осуществляет его коммерческую эксплуатацию.
В-третьих, целевое использование предмета договора: транспортное средство берется в аренду для перевозки пассажиров, грузов, почты, багажа и буксировки. Арендатор может сдать транспортное средство в субаренду, не меняя его целевого использования, указанного в договоре.
2. Особенностью договора аренды транспортного средства с экипажем, отраженной в ч. 1 ст. 632, является то, что арендодатель своими силами оказывает арендатору услуги по управлению предметом договора и его технической эксплуатации. Это привносит в правоотношение между сторонами элемент договора услуги, однако не превращает рассматриваемый договор в смешанный (как иногда отмечается в юридической литературе), поскольку отношения сторон по вопросам управления транспортным средством и его технической эксплуатации регулируются не гл. 39 ГК, а охватываются нормами § 3 гл. 34 ГК.
3. В п. 1 ст. 632 договор аренды транспортного средства с экипажем (фрахтование на время) сформулирован как реальный. Между тем разновидность этого договора, применяемая на морском транспорте, - фрахтование судна на время (тайм-чартер) - согласно ст. 198 КТМ имеет модель консенсуального договора. Представляется, что консенсуальный характер договора в большей степени гарантирует стабильность в положении арендатора и арендодателя.
4. Параграф 3 гл. 34 ГК содержит ряд норм, изменяющих общие положения об аренде. Одна из таких норм - ч. 2 ст. 632. Она отменяет общее правило о возобновлении договора на неопределенный срок. Конечно, это не мешает сторонам вступить в новые договорные отношения, однако если арендатору в этом будет отказано и договор будет заключен с другим лицом, арендатор не вправе требовать по суду перевода на себя прав и обязанностей по вновь заключенному договору.