Перейти к основному содержанию

Статья 1508 ГК РФ. Общеизвестный товарный знак

Новая редакция Ст. 1508 ГК РФ

1. По заявлению лица, считающего используемый им товарный знак или используемое в качестве товарного знака обозначение общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации на основании его государственной регистрации или в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории Российской Федерации, по решению федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности могут быть признаны общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, если этот товарный знак или это обозначение в результате интенсивного использования стали на указанную в заявлении дату широко известны в Российской Федерации среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя.

Товарный знак и обозначение, используемое в качестве товарного знака, не могут быть признаны общеизвестными товарными знаками, если они стали широко известны после даты приоритета тождественного или сходного с ними до степени смешения товарного знака другого лица, который предназначен для использования в отношении однородных товаров.

2. Общеизвестному товарному знаку предоставляется правовая охрана, предусмотренная настоящим Кодексом для товарного знака.

Предоставление правовой охраны общеизвестному товарному знаку означает признание исключительного права на общеизвестный товарный знак.

Правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно.

3. Правовая охрана общеизвестного товарного знака распространяется также на товары, неоднородные с теми, в отношении которых он признан общеизвестным, если использование другим лицом этого товарного знака в отношении указанных товаров будет ассоциироваться у потребителей с обладателем исключительного права на общеизвестный товарный знак и может ущемить законные интересы такого обладателя.

Комментарий к Ст. 1508 ГК РФ

Правовая охрана общеизвестного товарного знака является специальным случаем правовой охраны товарных знаков. Общеизвестность в Российской Федерации обозначения, используемого субъектом предпринимательства, позволяет получить ему монопольные права без прохождения процедуры государственной регистрации.

Специальная норма.

Признание товарного знака общеизвестным производится патентным ведомством в порядке, определенном Правилами признания товарного знака общеизвестным (утв. Приказом Роспатента от 17.03.2000 N 38).

Так, в настоящее время в России охраняются в качестве общеизвестных такие словесные товарные знаки, как "Известия", "Уралмаш", "Coca-Cola", "Здоровье", "Ява" и др.

Основным обстоятельством, подлежащим установлению в патентном ведомстве при рассмотрении заявления о признании товарного знака общеизвестным, является факт приобретения товарным знаком широкой известности в Российской Федерации среди потребителей в результате интенсивного использования. Общеизвестность товарного знака оценивается на определенную дату, которая хотя прямо и не названа ГК в качестве даты приоритета, но имеет такое же значение.

Признание товарного знака общеизвестным позволяет его владельцу воспрепятствовать регистрации другим лицом аналогичного или схожего обозначения (подп. 3 п. 6 ст. 1483 ГК РФ), а если оно уже зарегистрировано (с более поздним приоритетом) - ходатайствовать о признании недействительным предоставления правовой охраны такому знаку (подп. 4 п. 2 ст. 1512 ГК РФ).

Наука.

Из текста ГК не ясно, вправе ли владелец общеизвестного товарного знака запретить по суду использование сходного зарегистрированного обозначения другим лицом без предварительного признания недействительным предоставления правовой охраны такому обозначению. Дело в том, что п. 3 ст. 1484 ГК, содержащий условия, при которых использование товарного знака незаконно, указывает на зарегистрированные товарные знаки. Представляется, что такая возможность может быть признана за владельцем общеизвестного товарного знака по аналогии. Кстати, п. 1 ст. 6.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности обязывает страны - участницы соглашения предусматривать возможность запрещения применения товарного знака, "...представляющего собой воспроизведение, имитацию или перевод..." общеизвестного товарного знака.

В отличие от зарегистрированных товарных знаков, правовая охрана которых распространяется только на товары, указанные в свидетельстве (ст. 1481 ГК РФ), или однородные товары (п. 3 ст. 1484 ГК РФ), п. 3 ст. 1508 ГК предусматривает возможность в определенных случаях распространения правовой охраны общеизвестного товарного знака также на товары, неоднородные с теми, в отношении которых он признан общеизвестным.

Другой комментарий к Ст. 1508 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья предусматривает возможность предоставления правовой охраны товарным знакам в соответствии с положениями международных договоров, участницей которых является Российская Федерация. Один из таких договоров - Парижская конвенция. В силу положений ст. 6 bis Парижской конвенции правовая охрана может возникать и без специальной регистрации, предусмотренной национальным законодательством. Отметим, что регистрационный порядок предоставления правовой охраны товарным знакам и, соответственно, предоставления исключительного права на них правообладателям является основным в нашей стране. Для сравнения: в настоящее время в России действует 197055 зарегистрированных товарных знаков (без учета товарных знаков, охраняемых в соответствии с Мадридским соглашением и Протоколом к Мадридскому соглашению) <1>, а общеизвестными товарными знаками за период с 2000 г. признано более 60 товарных знаков <2>.
--------------------------------
<1> Годовой отчет. 2006 год. Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент). М., 2007.

<2> Орлова В.В. Правовая охрана общеизвестных товарных знаков в Российской Федерации. М.: ИНИЦ "Патент", 2007.

2. Парижская конвенция не содержит определения общеизвестного товарного знака. Оно не содержалось ни в ранее действовавшем Законе о товарных знаках, ни в новых нормах Гражданского кодекса. Пунктом 1 комментируемой статьи устанавливаются лишь условия, позволяющие считать товарный знак общеизвестным. В этом пункте статьи содержится также перечень обозначений, которые могут быть признаны общеизвестными на территории Российской Федерации. Среди них: товарные знаки, охраняемые на территории Российской Федерации в результате их регистрации; товарные знаки, охраняемые в Российской Федерации в силу международных договоров (т.е. товарные знаки, охрана которых получена в соответствии с процедурой, предусмотренной Мадридским соглашением и Протоколом к нему); обозначения, используемые в качестве товарных знаков, но не имеющие правовой охраны на территории Российской Федерации (в частности, обозначения, на которые поданы заявки по национальной процедуре или для которых испрашивается охрана в соответствии с положениями Мадридского соглашения или Протокола к нему, но решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности еще нет).

3. Основные условия:

интенсивное использование обозначения;

широкая известность обозначения в Российской Федерации среди соответствующих потребителей;

широкая известность обозначения в отношении товаров лица, считающего свой товарный знак общеизвестным.

4. Комментируемая статья не раскрывает обозначенные условия. Основываясь на практике федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, их можно рассматривать следующим образом. Интенсивность использования, безусловно, оценивается исходя из конкретной ситуации, вида товарного знака, товаров и объема рекламной кампании, скорости освоения рынка и иных факторов. При этом надо отметить, что интенсивность использования хотя и будет оцениваться с точки зрения территории Российской Федерации, во внимание будет также приниматься использование обозначения и за пределами страны. Широкая известность обозначения также является довольно сложным параметром, о котором можно судить по результатам опроса общественного мнения, сведениям о том, где и как упоминался товарный знак, и т.д.

5. Требования к заявлению о признании товарного знака общеизвестным в Российской Федерации в настоящее время содержатся в Правилах подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, Правилах признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации, утвержденных Приказом Роспатента от 17.03.2000 N 38.

Заявление оформляется в произвольной форме на русском языке. В нем, в частности, должно быть указано, с какой даты заявитель считает свой товарный знак общеизвестным на территории Российской Федерации; товары и (или) услуги, в отношении которых заявитель считает свой товарный знак общеизвестным, номер свидетельства на товарный знак или международной регистрации знака. В заявлении также указываются: фамилия, имя и отчество (если оно имеется) индивидуального предпринимателя или наименование юридического лица, подавшего заявление; место жительства индивидуального предпринимателя или место нахождения юридического лица, включая официальное наименование страны, а также номер телефона, электронной почти, факса (если они имеются). К заявлению должны быть приложены: документ, подтверждающий уплату пошлины в установленном размере; образец обозначения, для которого испрашивается признание общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, описание к нему, выполненные в соответствии с установленными требованиями - в двух экземплярах (если такое обозначение не было зарегистрировано ранее); материалы, содержащие фактические данные, подтверждающие, по мнению заявителя, общеизвестность товарного знака.

Для подтверждения интенсивного использования товарного знака, в частности, на территории Российской Федерации, могут быть указаны: дата начала использования товарного знака, перечень населенных пунктов, где производилась реализация товаров, маркированных товарным знаком; объем реализации этих товаров; способы использования товарного знака; среднегодовое количество потребителей товара; положение изготовителя на рынке в определенном секторе экономики и т.п.; страны, в которых товарный знак приобрел широкую известность; затраты на рекламу товарного знака (например, годовые финансовые отчеты); стоимость (ценность) товарного знака в соответствии с данными, содержащимися в годовых финансовых отчетах; результаты опроса потребителей товаров по вопросу общеизвестности товарного знака, проведенного специализированной независимой организацией.

6. Правило комментируемой статьи, содержащее запрет на признание товарного знака общеизвестным, если он стал широко известен после даты приоритета тождественного или сходного до степени смешения товарного знака, охраняемого в отношении однородных товаров, представляется немаловажным. Подобный подход направлен на предотвращение конфликтов, которые могут возникнуть, если во внимание не принимаются исключительные права третьих лиц.

7. Общеизвестному товарному знаку предоставляется правовая охрана, предусмотренная для "обычных" товарных знаков, т.е. правообладатель имеет право использовать товарный знак, запрещать его использование третьим лицам, а также осуществлять иные правомочия собственника. Однако при этом необходимо иметь в виду, что в ряде случаев (см. п. 9 комментария к статье) общеизвестным товарным знакам предоставляется более широкая правовая охрана.

8. Правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно. Вместе с тем она может быть прекращена по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом (см. комментарий к ст. ст. 1512 - 1514).

9. Следуя положениям ст. 16 Соглашения ТРИПС, предусматривается, что правовая охрана общеизвестных товарных знаков распространяется и на товары, неоднородные с товарами, в отношении которых товарный знак признан общеизвестным. Однако данное установление применяется при соблюдении следующих условий: доказано наличие у потребителя ассоциативной связи между обладателем исключительного права товарами и неоднородными товарами, маркируемыми сходным или тождественным товарным знаком третьего лица; доказана возможность ущемления интересов правообладателя общеизвестного товарного знака.