Новая редакция Ст. 1471 ГК РФ
1. В случае, когда секрет производства получен при выполнении договора подряда, договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ либо по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, исключительное право на такой секрет производства принадлежит подрядчику (исполнителю), за исключением случаев, установленных пунктами 3 и 4 статьи 1240.1 настоящего Кодекса.
Государственным или муниципальным контрактом может быть предусмотрено, что исключительное право на секрет производства принадлежит совместно исполнителю и Российской Федерации, исполнителю и субъекту Российской Федерации или исполнителю и муниципальному образованию, за исключением случаев, установленных абзацем первым пункта 3 и пунктом 4 статьи 1240.1 настоящего Кодекса.
2. Секретом производства (ноу-хау), непосредственно связанным с обеспечением обороны и безопасности (пункт 2 статьи 1240.1 настоящего Кодекса), признаются в том числе сведения, содержащиеся в конструкторской и (или) технической документации.
Секреты производства (ноу-хау), непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности, полученные в рамках государственных программ или при выполнении государственного оборонного заказа, осуществление которых обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, либо являющиеся собственными разработками указанного федерального органа исполнительной власти или подведомственных ему государственных учреждений, подлежат учету в Реестре результатов интеллектуальной деятельности, непосредственно связанных с обеспечением обороны и безопасности, ведение которого осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Направление сведений для учета в Реестре результатов интеллектуальной деятельности, непосредственно связанных с обеспечением обороны и безопасности, обмен такими сведениями между государственными заказчиками, предоставление таких сведений исполнителям государственных контрактов при условии обеспечения требований конфиденциальности не признаются утратой конфиденциальности сведений, составляющих содержание охраняемого секрета производства, непосредственно связанного с обеспечением обороны и безопасности, и не являются основаниями для прекращения его правовой охраны.
3. Исключительное право на секрет производства (ноу-хау), непосредственно связанный с обеспечением обороны и безопасности, возникает с даты принятия государственным заказчиком решения о правовой охране сведений в качестве секрета производства (ноу-хау) и прекращается с даты принятия государственным заказчиком решения о прекращении его правовой охраны либо в момент утраты конфиденциальности сведений, составляющих содержание такого секрета, в соответствии со статьей 1467 настоящего Кодекса, в зависимости от того, какое из указанных событий наступило ранее.
Комментарий к Ст. 1471 ГК РФ
Правила о принадлежности исключительного права на секрет производства, который был создан при исполнении указанных в ст. 1471 ГК РФ договоров, являются диспозитивными и по общему правилу устанавливают принадлежность исключительных прав исполнителю.
Видится, что правила, установленные комментируемой статьей, действуют только в том случае, если секрет производства не является предметом соответствующего договора, поскольку в силу положений о каждом из указанных договоров права на результат (предмет договора) должны быть переданы заказчику. Иначе статья 1471 ГК РФ распространяется на случаи, когда секрет производства был создан "случайно", является "побочным", сопутствующим результатом.
Общее правило, установленное ст. 1471 ГК РФ, вполне объяснимо и проистекает из двух причин: во-первых, коль скоро оно применимо только в случаях, когда секрет производства не входит в предмет соответствующего договора, значит, права на него не подлежат передаче заказчику; во-вторых, в силу особенностей секрета производства (конфиденциальности) заказчик может просто и не знать о том, что соответствующий объект гражданских прав был создан при исполнении договора о выполнении соответствующего вида работ.
Другой комментарий к Ст. 1471 Гражданского кодекса Российской Федерации
Кодекс существенно расширил регулирование отношений, связанных с исключительными правами на охраняемые объекты, созданные в результате выполнения договорных работ в процессе разработки новых конструкций, технологий и т.п.
В отличие от лицензионных договоров и договоров об отчуждении исключительных прав на готовые уже охраняемые сведения в режиме коммерческой тайны, здесь речь идет о правах на так называемые заказные разработки, в ходе выполнения которых могут быть получены охраноспособные решения, в т.ч. признанные договаривающимися сторонами секретами производства.
Предусмотренные Кодексом положения об урегулировании условий закрепления исключительных прав на охраняемые результаты договорных работ имеют диспозитивный характер. Стороны должны сами в договоре согласовать существенные для данных отношений вопросы, в т.ч. кому будет принадлежать право на использование ноу-хау, содержащиеся в выполненных разработках, в каком объеме каждая из сторон может использовать полученные результаты и распорядиться полученными правами и т.д. Если же стороны не включили соответствующие условия в договор, то отношения сторон будут регулироваться нормами Кодекса, цель которых - восполнить этот пробел, исходя из сложившихся в гражданском обороте обычных условий распоряжения исключительными правами на новые разработки.
При этом предусмотрены разные правовые конструкции закрепления прав на охраняемые результаты договорных работ в зависимости от того, выполнялись эти работ без привлечения или с привлечением средств из федерального или муниципального бюджета.
Итак, в тех случаях, когда разработки выполняются без привлечения бюджетных средств и исключительные права на ноу-хау закрепляются за исполнителем работ, заказчику, который вложил в разработку собственные средства, должны быть гарантированы права на использование всех договорных результатов (включая ноу-хау) в тех целях, для которых был заключен договор на условиях безвозмездной простой лицензии (см. аналогичные нормы, предусмотренные в ст. 1371 ГК РФ).
В случаях же, когда секрет производства получен при выполнении договорных работ за счет федерального или муниципального бюджета, правомерно презюмируется закрепление прав на такой секрет производства за исполнителем работ. Государство, инвестируя НИОКР, не преследует узкокоммерческие цели, главная задача - эффективное использование новых разработок. В равной мере это относится и к договорам, заключаемым главным распорядителем или распорядителем бюджетных средств с федеральными государственными учреждениями (см. аналогичные нормы, предусмотренные в ст. 1373 ГК РФ).
В этой связи следует обратить внимание на очевидный пробел в редакции первого абзаца комментируемой статьи, где говорится только о правах исполнителя и ничего не сказано о правах заказчика при выполнении договоров подряда, договоров на НИОКР без привлечения бюджетных средств.
Следует учитывать также нормы гл. 77 ГК, поскольку секреты производства могут входить в состав единой технологии, созданной за счет бюджетных средств.