Перейти к основному содержанию

Статья 1303 ГК РФ. Основные положения

Новая редакция Ст. 1303 ГК РФ

1. Интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние, являются смежными с авторскими правами (смежными правами).

2. К смежным правам относится исключительное право, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, относятся также личные неимущественные права.

Комментарий к Ст. 1303 ГК РФ

В ряде случаев довести произведение или иной подобный объект до тех, кому он предназначен, сложно или вообще невозможно без участия третьих лиц. Так, песню должен кто-то исполнить, а кто-то - записать и растиражировать, телепередачу - передать в эфир или по кабелю, собранные материалы - занести в базу данных, обнаруженную рукопись давно умершего автора - обнародовать. Такие лица не создают нового произведения, более того, их деятельность может быть абсолютно не творческой, однако в результате этой деятельности обычно получается новый продукт, в основе которого - созданный кем-то исходный объект. В число обладателей смежных прав не вошли редакторы, корректоры и т.п. - они нового продукта не создают (ведь даже если редактор полностью переделал произведение, все изменения считаются внесенными автором, который их одобрил). По той же причине сюда не отнесены издатели (см. п. 7 ст. 1260 ГК относительно правового положения некоторых категорий издателей).

Несколько особняком в ряду субъектов смежных прав стоит публикатор (ст. 1337 ГК РФ). Он не создает нового продукта, но вместо автора открывает для публики уже существующий. Труд такого "первооткрывателя" не является творческим, но он как бы замещает автора в части, касающейся обнародования произведения, и получает за это соответствующий ограниченный объем прав на произведение.

Общим для всех смежных прав является их неразрывная связь с исходным объектом (отсюда и термин "смежные"). Как правило, такой объект охраняется авторским правом, однако он может и не являться результатом творческой деятельности (например, возникают смежные права у телекомпании, просто транслирующей изображение с места какого-либо события) или не охраняться авторским правом по иной причине.

Наука.

В СССР смежные права как таковые не охранялись. В научной литературе того периода существовал спор: признавать подобные права авторскими (например, права организаций эфирного вещания на передачи охранялись как авторские) или выделить их в отдельную категорию. В итоге к началу 1990-х г. был разработан институт смежных прав. Термин "смежные права" появился в нашем законодательстве в названии статьи 141 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.

Другой комментарий к Ст. 1303 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Статья 1303 открывает § 1 гл. 71 ГК, охватывающий положения, общие для всех видов прав, смежных с авторскими.

Смежные права как разновидность прав на результаты интеллектуальной деятельности впервые получили правовую охрану в Российской Федерации с введением в действие Основ гражданского законодательства (2 статьи). В Законе об авторском праве смежным правам был посвящен разд. III, состоявший из 9 статей, а также общие для авторского и смежных прав нормы разд. IV и V о коллективном управлении и об их защите.

Закон об авторском праве выделял три группы смежных прав: права исполнителя; права производителя фонограммы; права организации эфирного или кабельного вещания. Таким образом, перечень смежных прав строился на перечислении их субъектов.

2. Название "смежные права" объясняется их тесной взаимосвязью с авторскими правами, т.к. права исполнителя, изготовителя фонограммы и организации эфирного или кабельного вещания в большинстве случаев основаны на авторских правах, вытекают из них. Так, артист и дирижер, как правило, исполняют произведения, охраняемые авторским правом, изготовитель фонограммы производит запись такого произведения, а организация вещания - передает его в эфир или по кабелю. Более точным является термин "права, смежные с авторскими", который и использован в п. 1 ст. 1303 в качестве первоначального, но затем заменен на более привычный и общеупотребительный - "смежные права".

3. В пункте 1 комментируемой статьи содержится перечень тех видов прав, которые охватываются понятием "смежные".

Традиционные виды смежных прав получили в п. 1 ст. 1303 четкое наименование. Права исполнителя названы в нем интеллектуальными правами на результаты исполнительской деятельности, т.е. на исполнения. Термин "исполнения", хотя на русском языке он звучит крайне неестественно, является точным переводом термина, используемого в международных соглашениях, в частности, в Римской конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. (далее - Римская конвенция), участником которой Российская Федерация является с 2002 г., а также в аутентичном тексте ДИФ, к которому Россия собирается присоединиться в ближайшее время.

Права производителя фонограммы названы интеллектуальными правами на фонограммы, а права организации эфирного или кабельного вещания - интеллектуальными правами на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач, или вещание организаций эфирного и кабельного вещания. Термин "вещание организаций эфирного и кабельного вещания" не заменяет в тексте Кодекса более громоздкую и сложную конструкцию "сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач", а лишь призван уточнить ее смысл: охрана предоставляется в этом случае не конкретной продукции организаций эфирного и кабельного вещания в виде созданных под их эгидой фильмов, спектаклей, интервью, программ и т.п., а вещанию таких организаций как единому процессу.

4. В пункте 1 ст. 1303 перечень смежных прав расширен по сравнению с существовавшим в Законе об авторском праве за счет введения охраны интеллектуальных прав на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние. Хотя в целом ряде стран они рассматриваются как самостоятельные виды интеллектуальных прав, их отнесение к группе смежных прав возможно, т.к. они (как и прочие смежные права) примыкают к авторским, тесно с ними связаны.

5. Поскольку все определения прав, относящихся к группе смежных с авторским правом, определены через общее для части 4 ГК понятие интеллектуальных прав, п. 1 ст. 1303 наряду с их общим перечислением выполняет еще одну функцию - указывает на синонимичность для данной главы понятий "интеллектуальные права" и "смежные права". Это позволяет в рамках гл. 71 ГК больше не употреблять термин "интеллектуальные права", пользуясь более привычным - "смежные права".

6. В пункте 2 ст. 1303 с учетом того, что смежные права весьма различны по своему содержанию, подчеркивается: центральное место в их содержании всегда занимает исключительное право, которое носит имущественный характер, передаваемо и отчуждаемо. В случаях, предусмотренных Гражданским кодексом, смежные права включают также личные неимущественные права (см. комментарий к ст. ст. 1315, 1323, 1333 и 1338).

3. Смежные права осуществляются с соблюдением авторских прав на произведения науки, литературы и искусства, использованные при создании объектов смежных прав. Смежные права признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на такие произведения.